Главная основная особенность любого живого существа стремиться туда, где ему хорошо. Это характерно даже для одноклеточных. Амёба, к примеру, избегает щелочных или кислотных сред, опасных для жизни, и стремится к среде, обогащённой питательными веществами. Человек — не исключение. Каждому из нас свойственно это вечное стремление к чему-то хорошему. То есть туда, где нас ждёт комфорт, уют, спокойствие и радость. Для многих это самое «хорошо» определяется как трудноразрешимый компромисс между свободой и любовью. Свобода и любовь, красота и гармония — реальные смыслы и высочайшие ценности каждого разумного человека, следование которым делает нашу жизнь интересной и содержательной.

Для ребёнка важно биологически вырасти, для взрослого — состояться как личность. Два эти процесса весьма важны для эволюции человека. Но если первый процесс происходит наверняка и гарантированно успешно, то второй — отнюдь не предзадан изначально самими тенденциями развития. Для того, чтобы состояться, нужно не просто занять «место в обществе» и «стать кем то». Место в системе социальных связей отнюдь не гарантирует личностной состоятельности. Зрелая личность и социальный статус человека — явления разные и хотя и связанные между собой: как правило состоятельность личности выражается в социальном положении и тем самым в социальном признании.

Эта статья является продолжением и конкретизацией темы о качестве повседневной жизни, опубликованной в предыдущем номере «ЗЛ» (ЗЛ, № ). У читавших данную статью возникли вопросы о том, как связаны между собой ответственность субъекта за качество проживаемого момента и качество самих этих моментов в так называемых «объективных» обстоятельствах, когда «не до жиру, быть бы живым». Этими вопросами предполагается, что существуют времена и условия жизни, которые «объективно негативны» и которые, соответственно, невозможно контролировать.

Когда то давно ещё в бытность мою студентом ленинградского университета мы познакомились с трудами Бориса Герасимовича Ананьева – основателя и первого декана факультета психологии. Этот человек-легенда, снискавший безусловное уважение среди коллег и студентов, заложил фундамент ленинградской школы психологии в тогдашнем СССР. Среди огромного количества идей предложенных Б.Г.Ананьевым меня тогда поразила его гипотеза о том, что человеческий мозг является своеобразным генератором жизненной силы и энергии.

Зигмунд Фрейд утверждал, что человек силён до тех пор, пока им движет сильная идея. Что такое эта «сильная идея» и откуда она берётся? И что это за тип личности, который имеет сильную идею? Почему она должна «владеть человеком»? В чём именно выражается власть сильной идеи над человеком и к чему это приводит? Ответы на эти и другие вопросы о природе и власти так называемой сильной идеи должны пролить свет на феномен силы личности человека.

Я много лет разрабатываю тему, интересную и важную для каждого творческого человека. Эта тема непосредственно касается любых форм преодоления трудностей, в изобилии наполняющих нашу жизнь. Речь идёт о слабости и силе личности. Выраженность такого свойства человека как личная сила даёт ему замечательную возможность жить достойно и красиво, не прячась от трудностей и не перекладывая ответственность за свою личную слабость и низкое качество жизни на других.

Данная статья — продолжение размышлений о подлинной природе человека. Психотерапевтическая практика и тренерская работа предоставляют для этого обширный материал. Прежде всего, обращает на себя внимание та личностная позиция, которую занимает клиент или ученик, приходя на консультацию или на учёбу. При всем многообразии проявлений этой личностной позиции, у людей обнаруживаются две прямо противоположные установки. Установка первого типа — это установка на поиск и обретение опор (через овладение материалом или посредством присвоения ресурсов взаимодействия с психологом или психотерапевтом). В этом случае человек является «пользователем готовых форм». Следует сказать, что данный тип установки является очень важным условием успешного приобщения субъекта к стандартам, задаваемым тренером или психотерапевтом. Установка «пользователя» носит социально ориентированный характер и требует обретения именно социальной компетентности.

МОТИВАЦИЯ ГЕНЕРАТИВНОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Что заставляет людей сознательно ставить цели личностного роста, «расти над собой»? Низкая самооценка? Неудовлетворённость обстоятельствами? И это, конечно, тоже. Это и многое такое другое побуждает людей «заниматься собой». Но в этой мотивации личностного роста содержится также какое-то таинственное, я бы сказал, божественное – нуминозное содержание. Движет ли здесь людьми неуёмный исследовательский азарт или же они вдохновляются уже спонтанно обнаруживающей себя красивой и заманчивой перспективной? Я полагаю, что эти два составляющих мотивации генеративности взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Одно без другого невозможно. Мотивация творчества как процесса и мотивация предвосхищения творения как результата — есть разные стороны мотивации генеративности.

Психологические проблемы — это то, что обязательно должно быть и систематически появляться. Психологические проблемы — это необходимое условие развития. Ф.Фарелли: «Если у вас нет этой проблемы — Вам не повезло: Вы не доросли до неё».

Сама по себе проблема — явление эволюционно необходимое. Иначе говоря, проблемы — это то, что накопилось и требует своего решения. Проблема — это свидетельство актуальной необходимости «засучить рукава» и заняться изменением ситуации.

vk ok