8 (861)253-23-96   8 (988) 247-33-46
 8 (918) 439-06-67 ☎ 8 (918) 439-06-68
 psilenok@mail.ru

НЛП Краснодар - Центр психологии и бизнес консультирования Логос

    Эта статья является продолжением и конкретизацией темы о качестве повседневной жизни, опубликованной в предыдущем номере «ЗЛ» (ЗЛ, № ). У читавших данную статью возникли вопросы о том, как связаны между собой ответственность субъекта за качество проживаемого момента и качество самих этих моментов в так называемых «объективных» обстоятельствах, когда «не до жиру, быть бы живым». Этими вопросами предполагается, что существуют времена и условия жизни, которые «объективно негативны» и которые, соответственно, невозможно контролировать.

    Когда то давно ещё в бытность мою студентом ленинградского университета мы познакомились с трудами Бориса Герасимовича Ананьева – основателя и первого декана факультета психологии. Этот человек-легенда, снискавший безусловное уважение среди коллег и студентов, заложил фундамент ленинградской школы психологии в тогдашнем СССР. Среди огромного количества идей предложенных Б.Г.Ананьевым меня тогда поразила его гипотеза о том, что человеческий мозг является своеобразным генератором жизненной силы и энергии.

    Зигмунд Фрейд утверждал, что человек силён до тех пор, пока им движет сильная идея. Что такое эта «сильная идея» и откуда она берётся? И что это за тип личности, который имеет сильную идею? Почему она должна «владеть человеком»? В чём именно выражается власть сильной идеи над человеком и к чему это приводит? Ответы на эти и другие вопросы о природе и власти так называемой сильной идеи должны пролить свет на феномен силы личности человека.

    Я много лет разрабатываю тему, интересную и важную для каждого творческого человека. Эта тема непосредственно касается любых форм преодоления трудностей, в изобилии наполняющих нашу жизнь. Речь идёт о слабости и силе личности. Выраженность такого свойства человека как личная сила даёт ему замечательную возможность жить достойно и красиво, не прячась от трудностей и не перекладывая ответственность за свою личную слабость и низкое качество жизни на других.

    Данная статья — продолжение размышлений о подлинной природе человека. Психотерапевтическая практика и тренерская работа предоставляют для этого обширный материал. Прежде всего, обращает на себя внимание та личностная позиция, которую занимает клиент или ученик, приходя на консультацию или на учёбу. При всем многообразии проявлений этой личностной позиции, у людей обнаруживаются две прямо противоположные установки. Установка первого типа — это установка на поиск и обретение опор (через овладение материалом или посредством присвоения ресурсов взаимодействия с психологом или психотерапевтом). В этом случае человек является «пользователем готовых форм». Следует сказать, что данный тип установки является очень важным условием успешного приобщения субъекта к стандартам, задаваемым тренером или психотерапевтом. Установка «пользователя» носит социально ориентированный характер и требует обретения именно социальной компетентности.

    МОТИВАЦИЯ ГЕНЕРАТИВНОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    Что заставляет людей сознательно ставить цели личностного роста, «расти над собой»? Низкая самооценка? Неудовлетворённость обстоятельствами? И это, конечно, тоже. Это и многое такое другое побуждает людей «заниматься собой». Но в этой мотивации личностного роста содержится также какое-то таинственное, я бы сказал, божественное – нуминозное содержание. Движет ли здесь людьми неуёмный исследовательский азарт или же они вдохновляются уже спонтанно обнаруживающей себя красивой и заманчивой перспективной? Я полагаю, что эти два составляющих мотивации генеративности взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Одно без другого невозможно. Мотивация творчества как процесса и мотивация предвосхищения творения как результата — есть разные стороны мотивации генеративности.

    Психологические проблемы — это то, что обязательно должно быть и систематически появляться. Психологические проблемы — это необходимое условие развития. Ф.Фарелли: «Если у вас нет этой проблемы — Вам не повезло: Вы не доросли до неё».

    Сама по себе проблема — явление эволюционно необходимое. Иначе говоря, проблемы — это то, что накопилось и требует своего решения. Проблема — это свидетельство актуальной необходимости «засучить рукава» и заняться изменением ситуации.

    Скоро 8 марта. Головная боль для мужчин и тревожные надежды для женщин. Очень «оптимистичный и жизнерадостный» праздник. Для большинства мужчин феномен женщины, на первый взгляд всё таки так похожей на мужчину, есть тайна великая. Мужчины введены в заблуждение этим чисто внешним сходством. В этот день мужчины прилагают немалые усилия чтобы сделать что-то приятное для женщин. Но эти попытки преимущественно тщетны, так как как раз и упираются в тупое мужское восприятие и соответственно ему непонимание природы женщины. Разочарование неизбежно, — причём с обеих сторон.

    Век живи – век учись! Учёба – вид деятельности, специально организованной для получения нового опыта – знаний, умений, навыков. И несмотря на то, что страсть к учёбе капитально подорвана в школьные годы, потребность в познании нового –интересного и полезного — остаётся чуть-ли не главной потребностью каждого человека. Здесь мы наблюдаем реальное противоречие между познанием и обучением. Практически для каждого здорового – то есть развивающегося человека (человека как субъекта развития) — познание как феномен расширения его карты мира крайне важен. Но с другой стороны, далеко не каждый человек хочет и умеет учиться. Для многих учёба – это тяжкий и скучный труд. Потому что, как я уже говорил ранее, — труд бессмысленный ещё со школьных времён.

    vk ok