8 (861)253-23-96   8 (988) 247-33-46
 8 (918) 439-06-67 ☎ 8 (918) 439-06-68
 psilenok@mail.ru

НЛП Краснодар - Центр психологии и бизнес консультирования Логос

    АКТИВНОСТЬ ЖИЗНИ

    Когда то давно ещё в бытность мою студентом ленинградского университета мы познакомились с трудами Бориса Герасимовича Ананьева – основателя и первого декана факультета психологии. Этот человек-легенда, снискавший безусловное уважение среди коллег и студентов, заложил фундамент ленинградской школы психологии в тогдашнем СССР. Среди огромного количества идей предложенных Б.Г.Ананьевым меня тогда поразила его гипотеза о том, что человеческий мозг является своеобразным генератором жизненной силы и энергии.

    Это его предположение не стало предметом широкой научной дискуссии в силу особенностей тогдашней научно-методологической и идеологической ситуации в стране. Да и сейчас оно звучит странновато. Мы привыкли думать, что мозг – есть инстанция прежде всего информационно-мыслительная. Б.Г.Ананьев в своей знаменитой книге «Человек как предмет познания» пишет об энергетической природе полушарий головного мозга (гемисфер): «…при дивергентном типе развития (возможном только в поздних фазах онтогенеза, т. е. в итоге высокого развития функциональных систем и накопления жизненного опыта) происходит и усиленная компенсация энергии, необходимой для оперирования колоссальными массами организованной в различные системы информации. Это допущение включает, следовательно, предположение, что большие полушария не только потребляют, но и производят энергию, (выделено мною, — П.С.) во всяком случае, часть ее, необходимую для их рефлекторной, аналитико-синтетической работы». (Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб, 2001, с. 233 ).

    Важность этой идеи трудно переоценить. Получается, что систематическая активная мыслительная деятельность людей, оперирующая «колоссальными массами организованной в различные системы информации» требует и соответствующей «колоссальной энергии». И тогда понятно, почему именно мозг, являющийся субстратом этой активности, становится с возрастом также и источником соответствующей энергии. Важно здесь именно то, что этот тип мозговой энергии организует и оптимизирует обмен веществ в целом – то есть становится мощным фактором физического благополучия человека.

    Геронтологические исследования показывают, что люди, в образе жизни которых доминирует творчество и активная мыслительная деятельность, существенно дольше живут по сравнению с теми, у кого такой активности нет. Причём, продолжительность жизни мужчин и женщин становится одинаковой. В силу этого напрашивается весьма интересный вывод о том, что для мужчин творческая активность является биологически существенно более необходимой, чем для женщин. Справедливо также утверждать, что в целом для всех людей их продуктивная творческая активность становится явлением биологической целесообразности №1.

    Описываемые закономерности заставляют по-новому посмотреть на проблему качества жизни и здоровья человека. Представляется, что качество жизни и здоровье человека следует рассматривать через призму качества его мыслительной творческой активности. Содержание и, главное, сформированность структуры творчества становится в предлагаемом подходе референтными и надёжными критериями личностной зрелости, физического и психического здоровья.

    Этот вывод, вытекающий из идей Б.Г.Ананьева, является существенным дополнением к основным положениям генеративной психологии, выдвинуты мною ранее. Мозг как самостоятельный источник энергии на поздних этапах онтогенеза есть генеративное свойство развития человека активного и творческого. То есть это свойство – своеобразная награда его природы за активную, продуктивную и конструктивную творческую позицию. Ранее я выдвинул положение о том, что мастерское состояние человека только и выражает и характеризует его истинную природу. Идея Б.Г.Ананьева есть прекрасное свидетельство истинности этого положения.

    Идеи Б.Г.Ананьева побуждают искать дополнительные источники энергии, -дополнительные формы саморегуляции гомеостазиса на более ранних этапах социализации и онтогенеза человека. Например, очень важно находить самостоятельные контуры оптимизации метаболизма после «затухания» наследственно обусловленных программ биологического созревания организма. В возрасте 22 – 25 лет организм существенно уменьшает выработку гормонов роста. Но интенсивность обменных процессов, которая была связана с созреванием организма, не уменьшается, хотя такой большой потребности в энергии биологического роста уже больше нет. Появляется потребность во «врабатывании» этой энергии через различные виды внешней активности (физической, учебной, сексуальной, творческой и пр.).

    Появившуюся в процессе биологического созревания и социализации энергию можно сравнить с бетоном, который, если не «вработать», — застынет твердым камнем. Этот «твёрдый затвердевший бетонный камень» создает для человека большие проблемы в процессах обмена веществ – буквально проблемы с избыточным весом, проблемы со здоровьем, проблемы построения взаимоотношений с людьми и обстоятельствами жизни. Мышечные блоки, хронические воспаления, различного рода новообразования и т.д. – на уровне тела отражают отсутствие конструктивного взаимодействия человека с миром посредством психологических фиксаций — коммуникативных блоков, ограничивающих убеждений и поведенческих привычек.

    Главной причиной всевозможных болезней и фиксаций оказывается пассивная позиция личности в ситуациях, требующих активности. Болезнь и фиксация – тоже формы активности. Только это – «активность, опредмеченная в затвердевшем бетоне». Естественно, подобного рода бед можно и нужно избежать, если сформировать необходимые для «врабатывания» виды активности.

    Важнейшей формой активности – я бы назвал её мета активностью, — которую в первую очередь каждому нужно воспитать в себе – это активность по преодолению трудностей. Трудности возникают систематически и являются неотъемлемым свойством жизни. Умение справляться с трудностями – свидетельство возможностей человека и его счастья. Это звучит на первый взгляд несколько парадоксально, так как счастье многие связывают с удовольствием и комфортом. Но суть заключается в том, что «комфорт комфорту рознь». Физический комфорт, связанный с пассивными формами потребления, не требует вышеуказанного «врабатывания» энергии и поэтому по-настоящему человек в нём очень мало нуждается. И поэтому стремление к пассивному комфорту и удовольствию оказывает ему поистине «медвежью услугу». Пассивность потребления приводит к лени и скуке, появляются фиксации, вредные привычки и болезни.

    Другой тип комфорта — удовольствие от активности и деятельности преодоления энтропии и инерции. Этот тип комфорта более высокого порядка и человек его «добывает сам», справляясь с трудностями. Здесь удовольствие есть критерий подлинности и аутентичности активности субъекта, и характеризуется чувством меры, красоты, и позитивной динамики включенности его в процесс «врабатывания бетона». Такой тип удовольствия имеет высокую корреляцию с радостью творчества.

    Осваивая энергию преодоления в течение жизни, творческая личность не просто конструктивно, продуктивно и счастливо проживает жизнь. Она тем, самым систематически включая и активируя дополнительные контуры регулирования собственного гомеостазиса, обеспечивает себе реальную витальную поддержку со стороны его собственного мозга. Наш мозг, привыкнув к режиму постоянного преодоления и творчества, становится гарантом физического и душевного здоровья, и личностного богатства и благополучия.

    vk ok