Для большинства людей совершенно естественно стремиться что-то менять в своей жизни, чего-д достигать и при этом стремиться к комфорту и удовольствию. Мало кто задумывается, что эти базовые стремления противоречивы и даже конфликтны. То есть эти две фундаментальные мотивационные тенденции, образно говоря, борются друг с другом с переменным успехом. Лень, апатия, прокрастинация, различного рода саботаж и даже классические формы психологической защиты есть яркое свидетельство этой непрерывной внутренней борьбы.
Подробнее...
У многих людей нет чёткого понимания такого психологического явления как цель. Понимание природы цели принципиально важно для организации соответствующего поведения, реальных желаемых достижений и привлекательного высокого качества образа жизни. Получается, что именно цели среди множества психических явлений являются своеобразным системообразующим фактором, где в качестве системы оказывается осмысленная жизнь человека в Настоящем. Благодаря целевым установкам открываются будущие перспективы.
Подробнее...
Психотерапевтическая практика и тренерская работа предоставляют обширный материал для понимания природы человека. Прежде всего, обращает на себя внимание та личностная позиция, которую занимает клиент или ученик, приходя на консультацию или на учёбу. При всем многообразии проявлений этой личностной позиции, у людей обнаруживаются две прямо противоположные установки. Установка первого типа - это установка на поиск и обретение опор (через овладение материалом или посредством присвоения ресурсов взаимодействия с психологом или психотерапевтом). В этом случае человек является "пользователем готовых форм".
Подробнее...
У многих людей есть интересная особенность – учиться. Мы постоянно чему-то учимся. И не только в школе и в вузе. Для некоторых людей этот процесс перманентен и всеобъемлющ и является главным и принципиальным атрибутом их жизни. Я имею ввиду как самостоятельное обучение, так и институализированные формы. И важнейшими из них являются дополнительные и в основном коммерческие негосударственные формы: квалификационные специализированные программы. В частности, это относится к обретению квалификации в области практических психологических дисциплин, таких как психоанализ, гештальт терапия, нейролингвистическое программирование и т.п.
Подробнее...
Психологическое консультирование является центральным, основным видом деятельности практического психолога. Не может быть психологом специалист, который не осуществляет психологическое консультирование и не оказывает психологическую помощь людям. В то же время университетская программа подготовки психологов отводит психологическому консультированию минимальное количество часов. Этого достаточно только для беглого знакомства с данным видом деятельности психолога.
Подробнее...
Среди множества так называемых «помогающих профессий» следует выделить относительно небольшой круг видов профессиональной деятельности, смыслом которых является непосредственное оказание людям психологической помощи. В этот почётный круг входят психологическое консультирование, психотерапия неклинического статуса, коучинг, эриксоновская гипнотерапия, провокационная психотерапия Френка Фарелли и некоторые формы арттерапии.
Подробнее...
Люди реально отличаются друг от друга по очень многим параметрам. Биологи утверждают, что один человек отличается от другого куда сильнее, чем представители разных биологических видов. Речь идёт, прежде всего, о различиях в структуре функциональной архитектоники мозга (С.В.Савельев). Но есть среди этого множества отличий есть одно очень важное и, я бы сказал, принципиальное и бескомпромиссное. Условно я его называю безальтернативностью субъекта в сложных жизненных ситуациях.
Подробнее...
Психотерапия и психологическое консультирование являются профессиональными видами деятельности управления целесообразными изменениями клиента (пациента). Успешность деятельности управления целесообразными изменениями клиента напрямую зависит от полноты понимания специалистом природы этих изменений. Можно говорить о том, что осуществление этих (терапевтически целесообразных) изменений и есть цель работы психотерапевта и консультанта.
Подробнее...
Этот известный всем афоризм звучит весьма привлекательно, хотя и несколько иронично. Многие люди хотели бы быть счастливыми, но, во-первых, не знают, что это такое – счастье, во-вторых, не знают как этого счастья достичь, ну а в-третьих, если даже и знают что-то про счастье, то не могут себе этого позволить. Получается, что «нет в жизни счастья», и что это есть индивидуальный миф большинства людей.
Практическая психология прошлого и в значительной степени настоящего времени ориентирована на то, как помочь человеку восстановиться, укрепиться, наладить отношения, повысить самооценку, – то есть решить психологическую проблему. Психология, а уж тем более психотерапия никогда не ставила перед собой задачи научить человека быть счастливым. Что-то в огромном реестре всяческих социальных наук не просматривается дисциплины о человеческом счастье! Не ставит такие задачи и педагогика.Если хочешь быть счастливым
Подробнее...
Беды и страдания человека, имеют одну, но очень серьёзную причину. А именно – недостаток желания быть счастливым. Психологические проблемы неизбежно возникают в ответ на дефицит стремления быть счастливым.
«Человек рождён для счастья, как птица для полёта!» В этих словах великого писателя, нашего соотечественника Короленко сокрыт глубочайший смысл. Состояние счастья – это не просто есть некая удивительная фантастическая возможность. Хотя и крайне приятная и вроде бы тем самым желаемая. Писатель, художественными средствами изучая состояние счастья, определил его как имеющего для каждого человека некий врождённый смысл. И именно поэтому важно не просто хотеть быть счастливым, но и крайне необходимо стремиться к счастью!
Подробнее...