Психотерапия и психологическое консультирование являются профессиональными видами деятельности управления целесообразными изменениями клиента (пациента). Успешность деятельности управления целесообразными изменениями клиента напрямую зависит от полноты понимания специалистом природы этих изменений. Можно говорить о том, что осуществление этих (терапевтически целесообразных) изменений и есть цель работы психотерапевта и консультанта.
Но что нам известно о природе тех изменений, которые являются целью работы психотерапевта и консультанта? Что должно происходить и что должно произойти, чтобы клиент решил свою проблему? Явления катарсиса, инсайта, повышение целостности, восстановление субъектности клиента в результате терапевтической работы, изменение отношения к ситуации и др. тоже мало что добавляет в понимание реальных процессов изменения клиента. Эти и другие категории скорее всего обозначают реальные процессы изменения нежели их описывают и объясняют.
Мы обнаружили, что в процессе решения клиентом своей проблемы неизбежно происходит «расширение карты», её обогащение и специфическое понимание им собственной проблемной ситуации на более высоком логическом уровне. Иначе говоря, проблема решается за счёт появления у клиента нового системного видения обстоятельств проблемной ситуации и появления за счёт этого у него устойчивых психологических опор. Этот процесс переструктурирования и обогащения карты клиента есть процесс генеративности. Это есть то, что происходит во всех удачных случаях оказания психологической помощи. Любая психологическая проблема разрешается именно таким образом. В этом состоит идея генеративности.
Сам термин «генеративность» означает «порождать новое» — генерировать. По отношению к психологии человека генеративность обнаруживает себя в его способности к принципиально новым решениям, к нахождению новых связей и отношений между элементами проблемных ситуаций, к творческому восприятию этих ситуаций. Люди с генеративным мышлением и восприятием способны к обогащению собственных представлений относительно возникающих у них трудностей. И это позволяет им быть гибкими и творческими.
К настоящему времени достаточно чётко вырисовался предмет генеративной психологии как новой и чрезвычайно важной самостоятельной дисциплины. Мне представляется, что в качестве предмета генеративной психологии выступают закономерности, условия и способы преобразования человеком своего проблемного опыта в ресурсный. Иначе говоря, нас интересует, прежде всего, то, как человек справляется с собственными фиксациями. Существует только единственный конструктивный способ справиться с собственными фиксациями – это воспользоваться фиксацией как базой для постановки творческой задачи. Преобразование психологической проблемы в творческую задачу – вот предмет генеративной психологии.
Изменения, расширяющие и обогащающие карту личности и характеризующиеся более высоким уровнем ориентировки человека в проблемных ранее ситуациях я называю генеративными изменениями.
Я выделяю следующие особенности генеративных изменений в ходе терапевтического процесса:
Появление нового смысла проблемы за счёт её системного видения (устойчивые ценностные ориентиры и смысловые опоры) — новое видение, новые цели и перспективы;
Появление в структуре опыта клиента мета структур (навыки системной ориентировки в подобных проблемных ситуациях, навыки саморефлексии и самоорганизации) — толерантность, психологическая устойчивость к негативным факторам, адаптивность;
Повышение когнитивной сложности и выход на более высокий уровень личностной зрелости (трансценденция относительно автономных ранее, но противоречивых и даже конфликтных субличностей). Субъект становится способным к большему разнообразию и вариативности за счёт усиления креативности.
Явление синергии и повышении общего энергетического потенциала субъекта, его физического тонуса и общего состояния здоровья и активности ….
При этом чрезвычайно важным становится понимание принципиальной роли активности самого клиента или пациента. Целесообразные психологические изменения в ходе психотерапии возможны только благодаря собственной активности клиента (пациента). Какова же природа собственной активности клиента, ведущая к целесообразным изменениям? И какова же всё-таки реальная, лишённая всякой мистификации роль самого психотерапевта (консультанта)?
Иначе говоря, за счёт чего психотерапевт или консультант достигает генеративных изменений клиента? И что делает в этом процессе сам клиент?
Очевидно теперь, что активность клиента направлена на присвоение новых форм опыта. Новое по сравнению с проблемным видение, понимание, отношение, новое адекватное поведение позволяет адаптироваться к сложным ранее обстоятельствам и условиям жизни. Это, естественно, оказывается возможным за счёт обретения клиентом соответствующих внутренних психологических и внешних поведенческих структур. Активность клиента, направленная на присвоение новых форм опыта, является по сути генеративной активностью, то есть активностью на расширение карты и формирование новых возможностей. Клиент в своём запросе прямо так и заявляет: «хочу научиться владеть собой», «хочу научиться спокойно реагировать на критику», «хочу обрести состояние уверенности в общении с начальником», «хочу научиться планировать своё время» и т.п. То есть в известном смысле это на самого себя направленная учебная активность. Клиент учится по новому жить.
Консультант помогает клиенту сформировать и организовать его генеративную учебную активность. В этом — в управлении его генеративной активностью — как раз и состоит суть психологической помощи клиенту, — суть активности консультанта.
Как же именно консультант помогает клиенту организовать его генеративную активность? Мы обнаружили, что центральным процессом в оказании такой помощи клиентом консультанту является моделирование. Консультант моделирует сам и помогает клиенту сформировать активную модель его желаемого состояния! То есть фактически он управляет процессом моделирования. Суть генеративной активности клиента заключается в присвоении им модели собственного желаемого состояния. Сама же модель — плод совместных творческих усилий клиента и консультанта.