То, чему мы реально придаём значение в нашей жизни определяет её осмысленность, содержательность, удовлетворённость — качество жизни в целом. Я рассматриваю умения и навыки регулировки уровня значимости тех или иных наших жизненных обстоятельств как центральный фактор саморегуляции. Способность человека определять и регулировать уровень значимости лежит в основе власти человека над обстоятельствами, власти над самим собой и является одним из главных критериев его личной силы. При этом умение обнаружить и по достоинству оценить действительно важные для себя явления (содержания) нашей жизни характеризует мудрость и личностную зрелость человека.
Подробнее...
Я не занимаюсь разгадыванием и интерпретацией снов, так как сон, как мне представляется, загадкой не является. Во всяком случае, так называемая «явь» содержит в себе «загадок бытия» отнюдь не меньше, чем сон. Сон – это «произведение искусства» нашего бессознательного. И именно в таком качестве и должен восприниматься каждым из нас. То есть важно жить знаковым содержанием сна – впечатлениями от этого «произведения» и пользоваться этими впечатлениями как способом получения доступа к актуализировавшимся возможностям.
Подробнее...
В этой статье для меня важным оказался вопрос связи восточного просветления, так популярного у нас в теперешнее время, и вопрос аутентичности – подлинности и естественности человека. В литературе – в философской, в психологической, в эзотерической — нет исследований на эту тему. Это мне представляется странным. Во первых, потому, что эти два направления являются весьма ценными и желательными для эволюции личности. А во-вторых потому, что это разные направления эволюции личности в разных цивилизациях.
Подробнее...
Время от времени тема духовности становится достоянием психологических, философских, эзотерических, оккультных и прочих изысканий. В последнее время духовность в качестве исследовательского предмета стала использоваться в психотерапии. Вернее, эта тема остро актуализировалась в психотерапии нового, не медицинского типа. Это и понятно, ведь категории души и духа не вписываются в парадигму телесности, не подчиняются напрямую законам функционирования органов тела и поэтому душевные недуги и духовные аспекты проблемного опыта человека ну уж никак не могут быть выведены и объяснены собственно средствами медицины.
Подробнее...
Вряд ли найдётся человек, который бы не оценивал обаятельность как весьма важное и значимое качество. Обаятельный человек имеет значительно больше шансов на успех не только у противоположного пола, но практически во всех значимых для него коммуникативных ситуациях. В том числе и прежде всего – в ситуация деловых. Да и сама коммуникация обаятельной личности принципиально интереснее чисто формальных, «деловых» форм общения. Содержание такой коммуникации преломляется у её участников через «фильтр обаяния» и приобретает особый романтический смысл и фактически характеризует существенно более высокий уровень делового общения.
Подробнее...
Человек сам творец собственного счастья. Эта банальная фраза в равной степени является как истинной, так и бесполезной. Это утверждение есть форма заявления о возможности обретения некоего высоко ценимого состояния – счастья. И также предполагается, что для этого нужно что-то делать или сделать – быть субъектом, творцом. созидателем. То есть предполагается, что человек должен уметь это делать – творить счастье.
Подробнее...
Тема аутентичности личности представляется мне настолько важной, что она уже невольно становится некой эвристической «точкой отсчёта» для понимания многих житейских феноменов. Одним из таких феноменов является так называемая «дипломатичность личности». Дипломатичность – явление далеко не однозначное с точки зрения аутентичности человека. Очевидно, что есть формы так называемой «дипломатичности», которые характеризуются потерей аутентичности. Это так называемая «ложная дипломатичность». Человек посредством ложной дипломатичности стремится произвести «благоприятное впечатление» на окружающих. Играя при этом несвойственную для себя роль, он явно или неявно фальшивит и тем самым «теряет себя». Таких людей я называю «игроками с собой».
Подробнее...
Практический подход к теме аутентичности требует обратить исследовательское внимание на архетипические составляющие опыта человека. Особенно интересным мне представляется связь аутентичности и архетипа Тени человека. Роджерианский и юнгианский подходы к пониманию природы психики человека в известной мере противоположны именно темами тех факторов и сил, которые опосредуют эту природу. Эти факторы, определяющие эволюцию душевной и духовной жизни человека, есть системы детерминант жизни каждого из нас. Эти системы детерминант – системы более широкого порядка, чем система персональной жизни.
Подробнее...
Занимаясь психотерапевтической практикой вот уже более 20 лет, я не перестаю удивляться «талантливости» страдающего человека. Создаётся впечатление, что люди с доминирующими «несчастными установками» методично и настойчиво и даже творчески причиняют себе реальный вред. При том, что с точки зрения клиники это вполне здоровые люди. Здоровые, но страдающие и несчастные….
Показательно то, что при этом страдающая личность далеко не всегда становится клиентом, — подавляющее большинство «несчастных» таковыми и остаются, не обнаруживая готовности что-то изменить в своей жизни. Процент обращающихся за психологической помощью к специалистам среди таких людей ничтожно мал.
Подробнее...
Представьте себе, что Вы едете на автомобиле и перед выездом на перекрёсток висит знак «Уступи дорогу». Ваши действия? Если вы знакомы с ПДД (правила дорожного движения), то вы притормозите и пропустите проезжающий по пересекающейся улице транспорт. Если же Вы не заметили знак или не знаете его значения и поэтому проигнорировали его требования, то очень серьёзно рискуете совершить аварию.
Эта аналогия весьма уместна для понимания важности так называемых «знаков бессознательного». Что есть знак бессознательного? Это любой признак, вызывающий у человека отклик. Отклик – кинестетическая реакция в ответ на любой сигнал, которая заставляет человека выйти за пределы текущего привычного хода дел и обратить внимание на этот сигнал. В отклике содержится непроизвольное стремление сориентироваться в спонтанно возникшей ситуации, — известный рефлекс «Что это там такое?».
Подробнее...