«Кому на Руси жить хорошо?» — тому, кому интересно. Я утверждаю, что жить интересной жизнью также естественно, как и дышать и что наличие интереса является надёжным признаком счастья. И наоборот, неинтересная жизнь противоестественна. Когда человек живёт интересной жизнью, то он наиболее полно и конструктивно себя проявляет и реализует в самых разных её сторонах (в работе, хобби, музыке, спорте, в общении и т.д.).
Однако современному человеку непросто жить естественной интересной жизнью. Потому что он зависим от разного рода необходимостей: добывать себе на хлеб насущный, поддерживать самого себя и своё жилище в должном порядке, заботиться о здоровье и воспитании потомков, о своём карьерном и личностном росте…. Парадокс при этом состоит в том, что, несмотря на наличие элементов обязательности, социальной обусловленности и рутинности, каждый из нас остро нуждается в новизне. То есть, жажда к различным формам интереса в жизни – это отнюдь не прихоть, а важнейшая потребность. Древнеримский клич «хлеба и зрелищ» остается актуальным и в наше время.
И в силу этого важно разобраться, в чём же именно этот интерес (к жизни) заключается. Почему интересно то, что интересно?
Интерес – это что-то детское. Это связано с фантазиями и игрой. Когда ребёнок фантазирует или играет, он увлечён этим. Для взрослого человека быть чем-то по настоящему увлечённым – явление редкое и нетипичное. Однако, весьма желательное: никому не хочется жить скучной жизнью и «плыть в потоке разочарований». Люди же, чей образ жизни основан на увлечённости и интересе, — на любознательности – не просто, как я писал ранее, счастливые люди (что само по себе весьма и весьма ценно), но и, как правило, люди успешные. Потому что в состоянии интереса человек увлечён и поглощён полностью предметом интереса и в этом состоянии он вкладывает душу в то, что он делает, и что его занимает.
На мой взгляд, интерес человека к чему бы то ни было является субъективным свидетельством его свободы. И наоборот, потеря интереса – есть форма обретения человеком зависимости от обстоятельств. Нет интереса – нет соответствующей энергии и активности, нет направленности субъекта на объект. И если все-таки есть необходимость контакта (должностные обязанности, какие-то обязательные дела), то возникает ситуация долженствования. Ситуация «Я должен» на бессознательном уровне воспринимается буквально: «мне следует отдать долг». И если я этого не сделаю, то последует что-то ужасное (будет наказание). Вот эти самые тягостные эмоции, когда мы что-то должны или обязаны делать, и есть ожидание наказания в случае неисполнения. И это – тоже родом из детства.
Интерес непосредственно выражается в мотивации «Я хочу». Здесь человек никому ничего не должен и здесь нет никакой обязательности. Если человеку что-то интересно – это он сам проявляет любознательность, это что-то в нём самом отзывается, — это есть его собственные желания и это есть его собственная добрая воля. Нет никакого принуждения! В этом случае мы опираемся на привлекательные стороны (объекта, ситуации, жизни в целом).
И тогда, соответственно, возникает вопрос: если в основе интереса лежит нечто, что привлекает в объекте, то что же это такое? Если что-то вызывает интерес, привлекает и воодушевляет, то это означает, что субъектом выделяются такие свойства объекта, которые в потенциале содержат в себе подарок для него, предвкушение новых возможностей…. В основе интереса лежит оценка субъектом характеристик объекта как безусловно ценных и предпочитаемых. Хочется вступить в контакт с таким объектом, — чтобы «найти свой интерес».
Желание овладеть объектом и раскрыть для себя новые возможности и перспективы составляет основу мотивации личности. По тому, что именно для человека интересно, можно судить о самом человеке. «Скажи мне, каковы твои интересы, и я скажу тебе, кто ты». То, что для человека интересно, во многом характеризует его, и как бы является его своеобразным портретом. Ничто так не свидетельствует о своеобразии личности человека как его увлечения и желания. Всё значимое и важное в своей жизни – это всё то, что его, так или иначе, интересует и привлекает (вызывает желание). Только это человек ценит.
Однако, дефицит реальных интересов (человеку мало что интересно, и он практически не знает, чего он хочет) заставляет «искать развлечения». Развлечение – это попытка удовлетворения определённого интереса доступным, привычным и часто более примитивным способом.Примером могут быть различного рода «мании» и зависимости: игромания, азартные игры, компьютерная зависимость. Здесь реальные интересы (интересное общение, познавательные интересы, увлечения музыкой, спортом, филателией и т.п.) подменяются подручными и легкодоступными «привлекателями». «Привлекателем» я называю некий внешний объект, который вызывает у субъекта навязчивое стремление к осуществлению простых банальных поведенческих реакций. Например, шоколад является разновидностью многообразных пищевых привлекателей, поскольку у многих он вызывает немедленное импульсивное желание полакомиться.
Привлекателей множество. Это, конечно, не только некоторые пищевые продукты, но предметы (скажем, дорогие безделушки типа «слоников на комоде»), «взрослые игрушки» (дорогие и ненужные вещи, сотовые телефоны, машины, дачи…), бесцельное фантазирование, бесцельное времяпровождение (типа лени, когда и удовольствие уже в тягость) и даже сплетничание!.. Будучи способными вызывать немедленное влечение, они как бы привязывают к себе человека. Возникает парадокс: человек стремится к удовольствию, радости, наслаждению, но попадает в зависимость. Удовольствие и наслаждение становятся своеобразными «приманками» для примитивного проживания.
Компенсация реальных интересов привлекателями — явление далеко не безобидное, поскольку катастрофически снижается качество жизни. Интерес – это реальный ориентир. Он всегда имеется в случае с привлекателем. Нужно восстановить интерес по привлекателю. Примером может быть переедание как способ получения какого-то скрытого интереса. Привлекателем в данном случае является еда, которая поглощается в «огромных количествах» именно тогда, когда бессознательно мы хотим чего-нибудь совсем другого (скажем, удовлетворения от интересного равноправного общения). Чревоугодник как бы заедает свой реальный интерес. И тогда вроде бы дефицит такого общения перестаёт быть актуальным. Здесь же типичным примером может быть и курение как способ облегчения неформального общения. Ну, а экстравагантное поведение как способ удивить и заявить о себе? А систематическое опоздание? Уважаемый читатель будет ли удивлён тем, что к этому классу относятся рядовые бытовые ссоры, конфликты как способы поразвлечь себя, уйти от обыденности, рутины и скуки!? Наверное, не меньшее удивление вызовет факт, что любые негативные эмоции и состояния (обида, злость, депрессия…) – явления нашего опыта, тоже основанные на замаскированном интересе!
Очевидно, что и в случае с доминантой привлекателей в жизни человека налицо его стремление жить жизнью интересной. Это стремление, конечно, заслуживает всяческих похвал, но не способ его реализации. Получается банальное: «хотел как лучше,,,» Ситуация, однако, хотя и типичная, но не безнадёжная. Если следовать закону, что любое (в том числе основанное на власти привлекателя) поведение основано на определённом интересе, то этот самый интерес можно сознать. Гораздо приятнее быть хозяином, чем заложником ситуации: управлять своим поведением, определяя его не на основе привлекателя, а на основе стоящего за этим интереса. Тогда понятно, почему «человек – это звучит гордо».