8 (861)253-23-96   8 (988) 247-33-46
 8 (918) 439-06-67 ☎ 8 (918) 439-06-68
 psilenok@mail.ru

НЛП Краснодар - Центр психологии и бизнес консультирования Логос

    УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ!

    Век живи – век учись! Учёба – вид деятельности, специально организованной для получения нового опыта – знаний, умений, навыков. И несмотря на то, что страсть к учёбе капитально подорвана в школьные годы, потребность в познании нового –интересного и полезного — остаётся чуть-ли не главной потребностью каждого человека. Здесь мы наблюдаем реальное противоречие между познанием и обучением. Практически для каждого здорового – то есть развивающегося человека (человека как субъекта развития) — познание как феномен расширения его карты мира крайне важен. Но с другой стороны, далеко не каждый человек хочет и умеет учиться. Для многих учёба – это тяжкий и скучный труд. Потому что, как я уже говорил ранее, — труд бессмысленный ещё со школьных времён.

    Парадокс этот чреват тем, что игнорируя процесс обучения, субъект помещает себя за рамки (целенаправленного и систематического) познания. Тем самым проблемным для него оказывается именно процесс самораскрытия, самоактуализации – процесс его развития. Мне представляется эта закономерность самоочевидной: тот, кто не желает и не умеет учиться, — то есть не находится в перманентном генеративном процессе познания и расширения и обогащения собственной карты реальности – деградирует. Третьего не дано: либо ты находишься в генеративном процессе, либо — в процессе дегенеративном. Критерий же твоего состояния эволюции (генеративное или дегенеративное состояние) один единственный – пользуешься ли ты в тестовых моментах потенциалом познания или нет.

    Уважаемый любознательный читатель, я хочу предложить Вашему вниманию идею, которая естественным образом возникает из логики моих рассуждений относительно феномена генеративности и генеративного мышления. Эта идея формулируется следующим образом: человек счастлив в моментах преодоления трудностей посредством познания закономерностей (своего) бытия. Познание трудностей – тестовых моментов своего бытия – осуществляется в форме своеобразного труда – учебной активности, актуализирующей генеративное мышление.

    Короче, трудности или тестовые моменты возможно (пре)одолеть только благодаря специфическому труду – систематической учебной работе. Потому что трудности не исчезают случайно, не прилагая никаких для этого усилий. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Я нахожу именно это обстоятельство достаточным для понимания того, почему многие люди пасуют перед трудностями, оставляя их в статусе «незавершённых гештальтов». Мне представляется, что самая большая трудность субъекта в тестовых моментах – это как раз трудность включения его в процесс учёбы. А ведь именно рамка учебы, прежде всего и предлагается любым тестовым моментом!

    Многим непонятно, как и чему они должны учиться, чтобы что-то важное понять, когда возникает некая трудность. Многие даже и не видят «учебного статуса» трудности, не определяют её как момент тестовый, как момент знаковый и как момент вызова. Педагогика не рассматривает учебный процесс, заданный тестовым моментом как таковой. Учебные ситуации, которые организует жизнь – за пределами компетентности педагогики. В психологической науке такое отношение к трудностям ещё не сформировано. Отсутствует полностью такое понимание трудностей как эволюционных явлений и в медицине.

    Между тем только те, кто способен «брать уроки», предоставляемые тестовыми ситуациями, реально с ними справляются. За четверть века моей практики оказания психологической и психотерапевтической помощи неизменно каждый раз подтверждалась данная закономерность. Её можно сформулировать просто: человек вылечивается и решает свои проблемы, если спонтанно или при помощи психолога (!!!) превращает проблемную ситуацию в ситуацию учебную для себя.

    Это особый тип учебных ситуаций, когда необходимость в новых подходах, в более полном понимании, в новых умениях и т.д. – в новом опыте даёт себя знать через тестовый момент проблемной ситуации. Иначе говоря, если человеку «плохо», то это означает актуализацию потребности в познании. Человек нуждается в дефицитных для него качествах ориентации и поведения, чтобы стало «хорошо». Причём, уважаемый читатель, я не вижу принципиальной разницы между проблемными ситуациями различного уровня и модальности. Нет никакой разницы в организации учёбы на базе проблем со здоровьем, с отношениями, с достижениями – с «душой» или с телом. Абсолютно все проблемные ситуации — ситуации тестовые, то есть содержат в себе в форме симптома (страдания) необходимость научения новому – тому, что в дефиците и что способно благодаря «снятию дефицита» посредством познания ситуацию разрешить и ею овладеть.

    Роль психолога и психотерапевта при таком подходе становится вполне очевидной. Каждый специалист приобретает статус Наставника, который должен помочь организовать на базе проблемных ситуаций учебную активность нуждающегося в помощи человека. Только вот обращаются люди за такой помощью в исключительных случаях, — когда терпеть уже дальше нельзя имеющее положение дел.

    Обнаруженная закономерность имеет универсальный характер и для понимания и использования механизмов персональной самоактуализации. В предлагаемом мною подходе в рамках самоактуализации важно самостоятельно организовать для самого себя процесс познания в тестовой ситуации. Когда мы работаем сами с собой — мы имеем дело не с проблемами, а с тестовыми ситуациями. Проблема содержит симптом, — то есть человек нуждается в лечении. А тестовая ситуация – тестовый момент и это означает, что человек нуждается в познании. Актуализированная потребность в познании, требующая специфической учебной активности в тестовой ситуации, отличает людей личностно зрелых.

    Итак, процесс познания, снимающий дефицит качеств тестовой ситуации, самостоятельно организуется сильной и творческой личностью посредством специфического учебного процесса. Эта учёба организуется на материале тестовых моментов и может быть охарактеризована следующими особенностями: осознавание вызова тестового момента и актуализация генеративного мышления для установления рамки расширения. Обретаемое смысловое понимание ситуации далее оформляется в соответствующий поведенческий проект и даётся самому себе обязательство его осуществления.

    Эта стратегия утилизации тестового момента в трудной жизненной ситуации достаточно проста для использования человеком, который заинтересован в повышении качества собственной жизни и в управлении своей самоактуализацией. Нужно всего лишь быть сильной и творческой личностью.

    vk ok