Зигмунд Фрейд утверждал, что человек силён до тех пор, пока им движет сильная идея. Что такое эта «сильная идея» и откуда она берётся? И что это за тип личности, который имеет сильную идею? Почему она должна «владеть человеком»? В чём именно выражается власть сильной идеи над человеком и к чему это приводит? Ответы на эти и другие вопросы о природе и власти так называемой сильной идеи должны пролить свет на феномен силы личности человека.
Примерами «сильных идей» являются идея селекции (И.Мичурин), идея Бессознательного, идея относительности, идея моделирования в психологии, идея переселения человечества на другие планеты (К.Циолковский), идея использования явления лазера в системах связи, идея клонирования, идея генеративности в психологии и т.п. Сильная идея характеризуется гармоничным сочетанием принципиальной новизны, реалистичности и чудесных возможностей. Авторы оригинальных сильных идей черпают своё вдохновение, силу и готовность служить им благодаря необычайно привлекательному образу открывающихся перспектив для каждого из них.
Привлекательность образа перспектив, содержащего сильную идею, который способен вдохновлять и окрылять автора, объясняется его особенными свойствами. Во-первых, образ, заключающий в себе сильную идею, строится в соответствии с открывающимися автору закономерностями (которые составляют суть идеи) И поэтому особенная красота образа и ощущение истинности идеи основаны на гармонии, свойственной порядку обнаруженной закономерности. Можно сказать проще: если человеку открывается истина (некая закономерность), то это всегда приобретает форму, отвечающую требованиям красоты и гармонии.
Во-вторых, сильная идея, воплощённая в красивом и гармоничном образе даёт личную силу благодаря причастности человека к чему-то более великому и значительному. Это ощущение поддержки со стороны «высших сил» даёт уверенность в правильности избранного пути, ощущение собственной миссии. Привлекательность образа сильной идеи определяется теснейшей корреляцией этой идеи с миссией человека. Именно связь данной идеи с миссией даёт человеку личную силу.
Миссия — предназначение, центральный и высший смысл жизни человека. Человек счастлив, когда он «в ладу с самим собой», то есть в процессе самореализации, — воплощения своей миссии. Каждый из нас обладает располагает своеобразным «прибором» для измерения соответствия текущего состояния жизни своей миссии. Это так называемые «сигналы конгруэнтности» . Что-то подсказывает нам каждый раз, когда мы что-то совершаем в нашей жизни: фальшивим мы или нет.
Ранее в статье «ресурс конгруэнтности» я писал о том, как важно человеку быть внутренне согласованным и согласованным с требованиями внешних обстоятельств нашей личной и профессиональной жизни. Нарушение такой согласованности (конгруэнтности) приводит к потере личной силы и страданию, — к серьёзному снижению качества жизни. В этой статье, развивая идеи о связи личной силы человека с его миссией, следует отметить, что личностная конгруэнтность является важнейшим условием аутентичности человека — то есть его подлинности, естественности. Тем самым личностная конгруэнтность выступает как необходимая внутренняя предпосылка «тождества самому себе», то есть — соответствия собственной миссии.
Сильная идея выражает и характеризует миссию человека. Когда человек вдохновлён сильной идеей, то он находится в состоянии своей миссии. Некоторые так и говорят: «Идея всей жизни!». Состоянии миссии, в котором реализуется сильная идея, непосредственно свидетельствует об аутентичности человека — о его подлинности. В то же время, будучи сугубо индивидуальным, это состояние в общем измерении наиболее полно выражает истинную природу человека. И это, уважаемый читатель, не просто игра слов: аутентичность как подлинность, естественность, истинность…. Это даже буквально следует понимать: истинная природа человека обнаруживает себя в его стремлении к воплощении сильной идеи (открывшейся ему истины). И в этом состоянии есть его миссия, то есть его подлинность и естественность.
Как показывает мой опыт работы с людьми в качестве психотерапевта и в качестве тренера, у каждого человека есть свои персональные сильные идеи. Психологическое здоровье личности, его духовный потенциал, его личная сила и качество жизни оказывается в непосредственной зависимости от понимания и принятия, то есть позволения себе этой идеи. Поскольку эти индивидуально сообразные идеи прямо согласуются с наиболее существенными характеристиками ценностно-смысловой сферы личности человека, — его миссии, он становится способным к самореализации.
Способность к самореализации — это привилегия сильных личностей. Личная сила — это открытая вовне и направленная на воплощение сильной идеи активность. Увы, приходится часто констатировать совершенно противоположный процесс: люди склонны развивать колоссальную энергию и активность, чтобы противостоять своей миссии! Страх, в котором они живут, порождает не просто неверие в себя, но, как это ни печально, исключает самою возможность обнаружения своих сильных идей, связанных с миссией и предназначением! И здесь справедливым становится ставшее афористичным изречение: «Какое мне дело до Вселенной, если жмут сапоги!».
Сильная идея овладевает личностью, когда она приобретает форму мечты. Разные бывают мечты и люди в зависимости от персонального благосостояния и личностной зрелости о разном мечтают. Согласитесь, есть принципиальная разница между мечтой о собственном жилье, материальной независимости и достатке, мечтой о статусе (директора, государственного чиновника, депутата ….), мечтой о замужестве и мечтой о научном открытии и лидерстве в определенной отрасли науки (или искусства). Как эти мечты связаны с миссией? Счастлив человек, который может позволить себе мечтая, реализовывать себя в своей миссии.
В это месте как раз и появляются вопросы. Главный из таких вопросов — о том, что всё-таки заставляет человека думать и зажигаться сильной идеей? Ведь известно всем, что «сначала накорми, а потом требуй добродетели!» даже в библии записано! А А.Маслоу выдвинул обязательную для пути восхождения к вершинам самоактуализации свою знаменитую пирамиду потребностей! Ф.Пёрлс проповедовал идею «изначального завершения гештальтов», а А.Адлер — путь преодоления комплекса несовершенства…. Мне, как и Вам, уважаемый читатель, неоднократно приходилось быть под обаянием идеи «вытравливания раба в себе по капле». В разных вариантах идея этой «травли» существует: от толтекского мифа перепросмотра и стирания личной истории, до современных альтернативных путей трансформации энергии….
Следует признать. что в каждом таком научном или паранаучном воззрении есть рациональное зерно. Но такой путь последовательного «восхождения» человека к самому себе или к основам собственной духовности (как это ни назови, суть остаётся одной и той же), не даёт ответ на тот главный вопрос. Как же всё-таки человек обретает сильную идею-мечту, отвечающей его миссии и гарантирующей в процессе реального её воплощения аутентичность и естественность, и, стало быть, счастливую, хотя, скорее, и нелёгкую жизнь?
На мой взгляд, такой ответ может содержаться в идее генеративности, а точнее, в интуитивном схватывании и спонтанном использовании генеративности в мышлении, восприятии и поведении в тестовых для человека ситуациях. Согласитесь, это создаёт динамику восхождения к сильным идеям-мечтам. И, конечно же, это отличается от пути «перманентной травли в себе раба» или же «постоянной трансформации негативной энергии».