8 (861)253-23-96   8 (988) 247-33-46
 8 (918) 439-06-67 ☎ 8 (918) 439-06-68
 psilenok@mail.ru

НЛП Краснодар - Центр психологии и бизнес консультирования Логос

    САМОСАБОТАЖ И ЕГО ИЗНАНКА

    С признательностью,

    Ирине Алексеевне Чегловой

    Песня – она уже звучит в голове.

    Вопрос в том, как сделать так, чтобы замолчали посторонние звуки

    Борис Гребенщиков

    Эта статья – про то, как можно смело, решительно и чрезвычайно эффективно достигать чужих целей. Предоставлять свою жизнь в пользование первому встречному – безвозмездно. Можно сказать – даром. Как это происходит? Как правило, совершенно обыденным образом. Абсолютно естественно и незаметно для нас. Или есть все же способы это заметить? И сделать как-то по-другому?

    Если есть желание, все же можно обратить внимание на эти моменты, «поймать их». Их главный признак слышен в нашей речи тогда, когда мы говорим про то, о чем мечтали, что планировали, что, быть может, даже начинали делать, а потом вдруг…

    «Хотел бы – да не могу».

    «Сделал бы – да не получается».

    «Завершил бы начатое – да все руки не доходят, то одно, то другое, то третье.»

    А что за этим скрывается? Какие когнитивные и эмоциональные структуры?

    Кто они, эти загадочные «то одно, то другое», да еще и с «третьим» в придачу?

    На самом деле речь идет об одном и том же, в сущности, процессе – о включении в действия по выполнению своих жизненных задач побочных программ – саботажников, которые искажают наше восприятие «здесь и сейчас» и отправляют нас в какое-то странное «там и тогда», где нам печально, страшно, обидно, — в общем, ужасно некомфортно.

    Пока их описано всего 12. Давайте познакомимся с ними поближе.. Что же они с нами делают?

    Программа № 1. Соблазняет делать что-то вредное или не делать полезного (курение, нарушения пищевого поведения, отказ от необходимого и целесообразного лечения).

    Например, заедание — получение удовольствия вместо радости, свободы, субъектности и полноты жизни. Склока, упорные попытки доказать свою правоту, спорить и, возможно, даже махать кулаками – отличная альтернатива творческой деятельности по конструктивному урегулированию конфликта.

    Программа № 2. Соблазняет делать простое и приятное вместо ценного и полезного. Смотреть телевизор или играть в компьютерные игры вместо изучения иностранного языка, который вообще-то очень нужно выучить.

    Программа № 3. Останавливает важные дела в самом их начале. Саботируется при этом смысл важнейших жизненных задач.

    Программа № 4. Снижает уровень жизненных ориентиров. Например, вполне симпатичная девушка считает себя страшной уродиной и даже не мечтает о замужестве. А лишь фантазирует. Но ведь сама по себе фантазия – далеко не способ изменения реальности.

    Программа № 5. Снижает мотивацию на действие, буквально «растлевает» желание. И тогда нам «не хватает энергии» на важные дела.

    Программа № 6. Пугает (как бы чего не вышло), саботирует энергию азарта, полноценное переживание включенности в «здесь и сейчас».

    Программа № 7. «Отключает» память. И человек возвращается домой с полдороги, потому, что забыл выключить утюг. И опаздывает на собеседование, которое могло бы быть судьбоносным.

    Программа № 8. Заставляет навязчиво хохмить, «подкалывать» всех подряд, или, как сейчас говорят – «троллить». Саботирует способность человека к близости, к открытым и живым отношениям с людьми.

    Программа № 9. Заставляет хронически проявлять непунктуальность – саботирует построение имиджа надежного делового человека.

    Программа № 10. Прерывает уже начатое дело на этапе, близком к завершению. Фактически – сбивает с пути истинного.

    Программа № 11. Подзуживает, льет масло в огонь. То есть фиксирует человека на проблеме, например, удерживает в состоянии обиды, когда «поезд давно ушел», саботируя понимание другого человека.

    Программа № 12. Заставляет гиперболизировать внимание, оказываемое другим людям. Заискивать и лебезить, вместо того, чтобы проявлять искреннее уважение достойным людям, сохраняя собственное достоинство.

    Чтобы вывести саботажников на чистую воду, освободить из их свою жизненную силу из их оков и пустить в дело, важно их «расшифровать». А что, если под колючей шкуркой саботажника таится желание чем-то нам помочь? От чего-то уберечь, спасти, или что-то ценное нам подарить? И они, не зная, как это сделать по-взрослому, оказывают нам медвежьи услуги, за что, собственно, и заслужили почетное звание «саботажников».

    Что же для этого нужно сделать?

    Вспомните ситуацию, в которой саботажник занимал сильную позицию, существенно нарушая ход Ваших планов, либо вовсе их срывая.

    И ответьте на следующие вопросы:

    1. Какую функцию он выполняет саботажник?
    2. Чего именно я не получаю, когда в мои планы вклинивается саботажник?
    3. Каковы глубинные намерения, реализуемые с помощью саботажника?
    4. В чем ценность и смысл саботажа в данной ситуации?
    5. Как можно реализовать эти ценности в другой форме?

    Как то непривычно говорить о внутреннем саботажнике. Тем не менее, факт саботажа самому себе чего то очень важного есть печальная реальность. Выражение «сам себе саботажник» может стать крылатым!… Саботажник пользуется своего рода «эрзац-процессами», забирающие жизненную силу у деятельности, которая для нас особенно необходима. Эрзац-процесс — вид саботажной активности. Смысл эрзац-процессов — в замещении реальной деятельности, к осуществлению которой субъект по разным причинам оказывается не готовым, на активность существенно более примитивную. Фактически запускается тем самым дегенеративные процессы, когда саботируются актуальные задачи.

    Получается, что потребность (и соответствующая ей интенция) есть, а реальной деятельности, способной эту потребность удовлетворить — нет. Вот тут — то на выручку и приходит внутренний саботажник. Он эту деятельность «любезно» субъекту и предоставляет. Правда, деятельность эта имеет инфантильный характер и отличается простотой, которая «хуже воровства» . Но это не принципиально, ибо этот эрзац-процесс — есть хоть какой то ответ субъекта на актуальную задачу. В этой связи вспоминается уже ставшее крылатым выражение: «Если любить некого, то любишь того, кто есть». В варианте эрзац-процессов жизнь человек в особо важных для себя случаях проживает понарошку.

    Предлагаемый подход открывает возможности заменить эрзац-процессы на адекватную нашим потребностям деятельность, понимать, ценить и использовать силу внутреннего саботажника. Жизнь стоит того, чтобы жить по настоящему!

    vk ok