8 (861)253-23-96   8 (988) 247-33-46
 8 (918) 439-06-67 ☎ 8 (918) 439-06-68
 psilenok@mail.ru

НЛП Краснодар - Центр психологии и бизнес консультирования Логос

    ТВОРЧЕСТВО

    Всё, что сейчас существует, и чем мы пользуемся, когда-то кем-то было придумано. Придумано и воплощено, — то есть сотворено. Творение – это воплощение в реальности новых идей. Творить и ощущать себя творцом – одно из самых сильных переживаний для любого человека. Процесс творчества и осознавание себя субъектом творчества являются высочайшей ценностью и, как мне представляется, являются главной составляющей счастья.

    Человек по настоящему счастлив, когда творит. И это вполне понятно, так как именно процесс творчества непосредственно выражает его истинную природу. Исследования известного американского учёного А. Маслоу показали, что все выдающиеся люди планеты обязательно являются людьми творческими, что это их главная отличительная особенность. Надо сказать, что для творческого человека творить также естественно, как дышать или говорить. И те из нас, кто понял и прочувствовал это, практически на всю жизнь остаются «в зависимости от этой привычки», — от привычки творить. Таких людей называют креативными личностями.

    Почему же именно творчество выражает подлинную природу человека? Исследуя процесс творчества, я прихожу к выводу о том, что творчество является разновидностью игры. Для ребёнка основной деятельностью является именно игра. Только через игру он усваивает основные навыки и ценности социума. И только через игру он моделирует опыт взрослых и тем самым развивается. Но если внимательно изучить процесс творчества взрослого человека, то оказывается, что творчество взрослого по своей структуре практически ничем не отличается от игровой деятельности ребёнка! Точно также как для детской игры, для творчества взрослого важна любознательность, увлечённость, неподдельный интерес, захваченность процессом, энтузиазм и страсть исследователя.

    И творчество взрослого, и игра ребёнка – это своеобразный эксперимент, в ходе которого ожидается появление чего-то нового, заранее неизвестного, но в какой-то мере прогнозируемого. То, что получается в результате детской игры и в результате творческого процесса взрослого – всегда нечто новое и неожиданное. Зачастую эти результаты – хорошая идея, игровая комбинация или выигрыш (победа) являются следствием качественных гипотез и предположений. Дети в игре являются настоящими исследователями и экспериментаторами, а взрослые в творчестве зачастую обнаруживают в себе качества азартных игроков.

    Несмотря на очевидную внешнюю разницу, легко обнаружить принципиальное сходство между игрой и творчеством. Без всякого преувеличения можно утверждать, что по существу это один и тот же процесс. Игра для ребёнка есть главный способ творчества, а творчество для взрослого – основной способ продолжить играть. И хотя игры теперь становятся более сложными и продуктивными, суть от этого не меняется. Взрослый человек, как ребёнок, забавляется, производя на свет новые идеи и материализуя их в производстве предметов и технологий.

    Для того чтобы что-то придумать, (идеи) и воплотить это, (предметы), нужно играть с уже известным (придуманным и воплощённым). Этот процесс игры с известным для получения новых решений и идей называется творческим мышлением. Если человек думает стандартно, стереотипно, то он неизбежно приходит к стандартным и стереотипным, то есть ранее уже известным решениям. Это означает, что в его мышлении нет энергии детских игр. Думающий стандартно взрослый человек не является игроком.

    Для того чтобы творить, то есть думать творчески, нужно быть свободным. Чувство свободы «развязывает руки» для мыслительной игры и делает возможным «немыслимые комбинации». Именно новые, неожиданные – «немыслимые комбинации» оказываются возможными и становятся творческими находками только в условиях «творческой вседозволенности» и смелости. Перед лицом новых, — неизвестных пока ещё идей, которые готовы появиться как высочайшая ценность, разные, в том числе даже самые, казалось бы, нелепые рассуждения и мысли являются одинаково важными. В творческом процессе априори ничего не оценивается и не критикуется, — всё интересно и всё существенно.

    В детских играх нет ещё цензуры и критики. И именно поэтому они, эти детские игры имеют максимальный эвристической потенциал. Для взрослого человека важно продолжать играть в детские игры. Не буквально, конечно. В мышлении, то есть тогда, когда нужны нестандартные решения. Такой запрос на способность играть и оставаться свободным от условностей ребёнком появляется всегда во всех так называемых тестовых ситуациях. Энергия «детских забав» нам необходима, прежде всего, тогда, когда нам трудно.

    Творческие решения являются функцией любопытного парадокса: мы должны оставаться свободными от условностей и «играть словами и образами» в ситуациях, которые, казалось бы, менее всего располагают к этому – в трудных для нас ситуациях, когда мы испытываем дефицит ресурсов и не справляемся с требованиями этих ситуаций. О том, какие существуют приемы для получения доступа к творческому состоянию, — читайте в следующем номере нашей газеты.

    vk ok