Человек сам творец собственного счастья. Эта банальная фраза в равной степени является как истинной, так и бесполезной. Это утверждение есть форма заявления о возможности обретения некоего высоко ценимого состояния – счастья. И также предполагается, что для этого нужно что-то делать или сделать – быть субъектом, творцом. созидателем. То есть предполагается, что человек должен уметь это делать – творить счастье.

Тема аутентичности личности представляется мне настолько важной, что она уже невольно становится некой эвристической «точкой отсчёта» для понимания многих житейских феноменов. Одним из таких феноменов является так называемая «дипломатичность личности». Дипломатичность – явление далеко не однозначное с точки зрения аутентичности человека. Очевидно, что есть формы так называемой «дипломатичности», которые характеризуются потерей аутентичности. Это так называемая «ложная дипломатичность». Человек посредством ложной дипломатичности стремится произвести «благоприятное впечатление» на окружающих. Играя при этом несвойственную для себя роль, он явно или неявно фальшивит и тем самым «теряет себя». Таких людей я называю «игроками с собой».

Практический подход к теме аутентичности требует обратить исследовательское внимание на архетипические составляющие опыта человека. Особенно интересным мне представляется связь аутентичности и архетипа Тени человека. Роджерианский и юнгианский подходы к пониманию природы психики человека в известной мере противоположны именно темами тех факторов и сил, которые опосредуют эту природу. Эти факторы, определяющие эволюцию душевной и духовной жизни человека, есть системы детерминант жизни каждого из нас. Эти системы детерминант – системы более широкого порядка, чем система персональной жизни.

Занимаясь психотерапевтической практикой вот уже более 20 лет, я не перестаю удивляться «талантливости» страдающего человека. Создаётся впечатление, что люди с доминирующими «несчастными установками» методично и настойчиво и даже творчески причиняют себе реальный вред. При том, что с точки зрения клиники это вполне здоровые люди. Здоровые, но страдающие и несчастные….

Показательно то, что при этом страдающая личность далеко не всегда становится клиентом, — подавляющее большинство «несчастных» таковыми и остаются, не обнаруживая готовности что-то изменить в своей жизни. Процент обращающихся за психологической помощью к специалистам среди таких людей ничтожно мал.

Представьте себе, что Вы едете на автомобиле и перед выездом на перекрёсток висит знак «Уступи дорогу». Ваши действия? Если вы знакомы с ПДД (правила дорожного движения), то вы притормозите и пропустите проезжающий по пересекающейся улице транспорт. Если же Вы не заметили знак или не знаете его значения и поэтому проигнорировали его требования, то очень серьёзно рискуете совершить аварию.

Эта аналогия весьма уместна для понимания важности так называемых «знаков бессознательного». Что есть знак бессознательного? Это любой признак, вызывающий у человека отклик. Отклик – кинестетическая реакция в ответ на любой сигнал, которая заставляет человека выйти за пределы текущего привычного хода дел и обратить внимание на этот сигнал. В отклике содержится непроизвольное стремление сориентироваться в спонтанно возникшей ситуации, — известный рефлекс «Что это там такое?».

Состояния личной силы – явление приоритетное и весьма желанное. Субъективно каждый человек оценивает такие свои состояния как безусловное благо. Будучи позитивными по знаку и конструктивными по результату, эти состояния вы ступают как самостоятельные ценности для каждого из нас. Можно смело утверждать, что достижение состояния личной силы является важнейшим смыслом и целью особой самостоятельной деятельности субъекта. Люди в первую очередь нуждаются в состояниях личной силы в трудных для них ситуациях. Все ситуации, которые субъективно являются трудными, и с которыми мы можем не справиться, я называю тестовыми ситуациями. Более подробную характеристику тестовым ситуациям я приводил в статье «Тестовые ситуации»(«ЗЛ»№…). Здесь же важно указать, что личная сила человека как раз и проявляет себя именно в тестовых ситуациях. Когда человек справляется с трудностями, неизбежными в этих тестовых ситуациях, он обретает личную силу.

«Кому на Руси жить хорошо?» — тому, кому интересно. Я утверждаю, что жить интересной жизнью также естественно, как и дышать и что наличие интереса является надёжным признаком счастья. И наоборот, неинтересная жизнь противоестественна. Когда человек живёт интересной жизнью, то он наиболее полно и конструктивно себя проявляет и реализует в самых разных её сторонах (в работе, хобби, музыке, спорте, в общении и т.д.).

Психологические проблемы — это то, что обязательно должно быть и систематически появляться. Психологические проблемы — это необходимое условие развития. Ф. Фарелли:  «Если у вас нет этой проблемы — Вам не повезло: Вы не доросли до неё».

Сама по себе проблема — явление эволюционно необходимое. Иначе говоря, проблемы — это то, что накопилось и требует своего решения. Проблема — это свидетельство актуальной необходимости «засучить рукава» и заняться изменением ситуации.

Генеративность является главным феноменом любого процесса развития. Для человека на определённой стадии социализации становится закономерным управлять собственным развитием, используя потенциал генеративного мышления. Именно способность к генеративному мышлению становится показателем личностной зрелости. Зрелая личность опирается на генеративный потенциал творчества. Способность к генеративному мышлению оказывается возможной благодаря появлению на этапе личностной зрелости так называемых мета психических образований, таких как саморефлексия, самоорганизация, саморегуляция и т.п. Благодаря ним человек обретает статус генеративной личности, ориентированной на генеративные решения трудностей, естественным образом возникающих в тестовых ситуациях.

Настоящее время характеризуется принципиальным смещением акцентов с общественного на индивидуальное. И это касается не только постсоветского ценностного пространства. Это касается всего постиндустриального общества в целом. Социальный карьерно-должностной успех является персональной ценностью и рассматривается субъектом как личное достижение. То есть чем серьёзнее статус социального положения, тем значительнее реализованный и воплощённый в нём личностный потенциал.

vk ok