«Все мы родом из детства» — это крылатое выражение звучит как заурядная банальность (типа «всё имеет начало, середину и конец»). И, тем не менее, оно содержит в себе одну очень важную идею, а именно, что сила, благородство, достоинство и мудрость взрослого человека опирается на наивный и эмоциональный фундамент нашего детства. Этот самый фундамент представляет собой некую совокупность, а лучше сказать, систему наших детских сказочных переживаний. В реальности ребёнка дошкольника отсутствует тема суровой жизненной необходимости и долженствования. В детстве никто никому ничего не должен.

Одной из примечательных особенностей современного состояния психотерапии в России является стремительное расширение её собственных границ за счёт интеграции разнообразных направлений, школ, течений, — подходов и методов. Интегративные — центростремительные — тенденции порождают, на мой взгляд, необходимость осмысления современной психотерапии как целостного явления, понимания закономерного и существенного её содержания

Я систематически обращаюсь к явлению личной силы. Осознавая чрезвычайную важность этого явления для каждого человека, мне показалось интересным и полезным предпринять как теоретическое, так и практическое исследование состояний, характеризующихся личной силой человека. Состояния личной силы – явление приоритетное и весьма желанное. Субъективно каждый человек оценивает такие свои состояния как безусловное благо. Будучи позитивными по знаку и конструктивными по результату, эти состояния вы ступают как самостоятельные ценности для каждого из нас.

Главная идея, которую я провожу состоит в том, что своими состояниями можно и нужно грамотно (компетентно) управлять, опираясь на телесные ощущения.

Необходимость управления собственными состояниями диктуется наряду с другими причинами также и так называемым «фактором телесности». Именно тело, которое, как всем уже давно известно, «никогда не врёт», является наиболее надёжным и в то же время доступным критерием благополучия человека и качества проживаемого им определённого момента.

Уважаемые читатели. Предлагаемая статья «Генеративная психотерапия» рассчитана на профессиональную аудиторию психологов, врачей, психотерапевтов. Статья содержит материал, способный на мой взгляд, внести существенные коррективы в понимание закономерностей и механизмов психотерапевтического процесса и природы психотерапии в целом. В статье изложены идеи и положения, которые являются итогом моей многолетней работы в качестве психолога-теоретика, изучающего возможности человека как личности и как субъекта собственного развития.

Для каждого человека важно не просто хорошо себя чувствовать, но и уметь это. Уметь хорошо себя чувствовать — важнейший навык саморегуляции. Однако, далеко не каждый может похвастаться наличием у него этого умения. А многие даже и не подозревают о том, что такое реально возможно.

Очень многие люди рассматривают летний отдых как смысл годовой работы. Эти пару недель отпускного времени ожидаются чуть ли не как возможность пусть недолгого, временного, но «рая на земле». В этом предполагаемом «возвращении в Эдем» сокрыто что-то большее, чем просто радость и удовольствие.

В настоящее время профессия психолога устойчиво занимает «призовое место» в рейтинге популярности. Среди других профессий уже более десяти лет подряд психология как будущий вид деятельности входит в первую тройку наиболее желанных дисциплин наряду с юриспруденцией и экономикой. Мне представляется, что именно популярность психологии надёжно характеризует систему ценностей молодых людей нашего времени. И в то же время, как это ни парадоксально, именно популярность психологии дает представление об особенностях проблематики не только отдельных молодых людей или социальных групп, но и нашего современного общества в целом.

Генеративность, — что это за явление такое? Явление генеративности известно как момент расширения, то есть как появление новых смыслов, нового понимания бывшей ранее проблемной — исходной ситуации и новых возможностей в целом. Это связано с развитием человека. В силу развития каждый из нас неизбежно оказывается в тестовых ситуациях. Эти ситуации каждый раз потому и тестовые, что бросают нам вызов. Вызов состоит в том, что в этих тестовых ситуациях обозначается некоторое новое содержание нашего опыта, которое нам нужно обязательно освоить. То есть тестовые ситуации фиксируют момент необходимости и при этом обязательности освоения нового. Такова логика развития: человек в процессе жизни должен справляться со всё более сложными требованиями.

Некоторым людям всё даётся легко и быстро, а другие мало что успевают. Для одних жизнь – это «захватывающее приключение» (Хелен Келлер), а для других – цепочка трудностей и тяжёлых испытаний. Первые – они как изыскатели, ищущие клад, вторые – как невольники, влачащие жалкое существование. Первым везёт практически всегда, вторым – практически никогда.

Первые научились ценить и радоваться жизни. Вторые научились чему-то противоположному – дискредитации и разочарованию, неверию (в благодать), унынию и скуке. Иначе говоря, во что мы верим, тому и следуем. Всегда с каждым из нас происходит только то, чему мы следуем – как мы действуем и во что вкладываем энергию. Всё очень просто….

vk ok