8 (861)253-23-96   8 (988) 247-33-46
 8 (918) 439-06-67 ☎ 8 (918) 439-06-68
 psilenok@mail.ru

НЛП Краснодар - Центр психологии и бизнес консультирования Логос

    Этапы развития ребенка. Эмоциональный фундамент. Игра…

     «Все мы родом из детства» — это крылатое выражение звучит как заурядная банальность (типа «всё имеет начало, середину и конец»). И, тем не менее, оно содержит в себе одну очень важную идею, а именно, что сила, благородство, достоинство и мудрость взрослого человека опирается на наивный и эмоциональный фундамент нашего детства. Этот самый фундамент представляет собой некую совокупность, а лучше сказать, систему наших детских сказочных переживаний. В реальности ребёнка дошкольника отсутствует тема суровой жизненной необходимости и долженствования. В детстве никто никому ничего не должен.

    В детстве человек похож на растение – для его благополучия и нормального развития очень важны внешние благоприятные условия. Не только физические условия, но, прежде всего психологическая атмосфера семьи. Если ребёнок изначально погружён в атмосферу доброжелательности, уверенности взрослых в завтрашнем дне и взаимоуважения, то это есть та «питательная среда», в которой естественным образом формируются и развиваются здоровые личностные качества. И, конечно же, наоборот, — в атмосфере эмоциональной нестабильности, недоброжелательности (критичности и конфликтности), неуверенности его родителей в будущем существенным образом искажается естественный ход развития человека и как биологического существа, и как личности.

    Для того чтобы расти, растению необходимы тепло, свет и удобренная почва. Это абсолютно справедливо и для нормального, то есть для естественного развития человека в детском возрасте. Специфика только в том, что ребёнок не только питается и растёт, но учится и развивается. Мы в детстве усваиваем ту информацию, которую нам предлагают (навязывают), мы вынуждены брать те уроки, которые нам дают…. В зависимости от этого мы можем более или менее естественно развиваться. Иначе говоря, развитие человека может быть естественным или неестественным (компенсаторным). Путь компенсации радости и свободы – это путь страдания (страхи, унижение, одиночество…).

    Как говорил Короленко, человек рождён для счастья как птица для полёта. Счастье – это естественно для человека. Развитие человека по счастливому сценарию в детском возрасте – это путь обретения здоровья, радости и раскрытия способностей. Счастье – это переживание радости и свободы. А несчастливый сценарий наоборот, — это неестественно. Это путь компенсаций и искажений. Если в детстве нет радости и свободы в достаточном количестве (если это можно выразить количественно), то это путь компенсаций и искажений. Радость и свобода в детстве – это именно те «питательные вещества», — та энергия, которая необходима для естественного развития.

    Тем не менее, независимо от количества «счастливых питательных веществ» в почве и тепла и света в атмосфере нашего детства, мы продолжаем стремиться быть счастливыми, будучи уже взрослыми людьми. Мы ходим «найти себя», или хотя бы найти этот «путь к себе», чтобы, наконец, обрести себя. Только вот не у всех это получается. Потому что основы нашего счастливого восприятия мира и образа жизни формируются как раз именно детстве. Попросту говоря, некоторые взрослые люди не знают, как быть счастливыми. Или не могут себе этого позволят, или уже не верят в это счастье в принципе.

    Дефицит радости и свободы в детстве сопровождается отсутствием или чудовищным искажением соответствующих критериев у взрослого. Великодушие и мужество, способность любить и творить, умение прощать, понимать, принимать и поддерживать других людей, — всё это тесно коррелирует с опытом радости и свободы в детстве.

    Жестокость и эгоистичность, критичность и претенциозность, конфликтность и подозрительность, завистливость и жадность, лень и сплетничество, трусость, безволие и приспособленчество — вот далеко не полный список «добродетелей», — личностных качеств, которые сформировались по механизму компенсации детской радости и свободы. Все известные библейские грехи и все человеческие слабости построены на дефиците, искажении или полном отсутствии радости и свободы.

    Для ребёнка дошкольного возраста естественным образом его жизни является игра. Играть во что-то или играть роль кого-то — это для ребёнка непреодолимый и самый главный мотив. Удивительно то, как дети находят повод для радости и игры. Создаётся впечатление, что дети могут играть с чем угодно, как угодно и сколь угодно долго. Играя, дети проживают полноценную (радостную и свободную) жизнь. Только если ребёнок в силу особо неблагоприятной атмосферы в семье, или по каким-то ещё крайне печальным обстоятельствам лишается возможности играть, то возникает вышеупомянутый дефицит радости и свободы.

    Играя, ребёнок моделирует взрослых. Здесь легко увидеть такую простую связь: полнота и разнообразие игр в детстве для взрослого выражается в его творческой дееспособности. Взрослый человек продолжает играть. Только теперь – это уже азарт, смелость и ответственность взрослых решений и действий.

    vk ok