Для каждого человека важно не просто хорошо себя чувствовать, но и уметь это. Уметь хорошо себя чувствовать — важнейший навык саморегуляции. Однако, далеко не каждый может похвастаться наличием у него этого умения. А многие даже и не подозревают о том, что такое реально возможно.
Многие полагают, что наше самочувствие и настроение определяется «объективными» внешними факторами — поведение других людей, прежде всего значимых для нас, качество пищи, сна, погода… На наше физическое самочувствие оказывают влияние и внутренние факторы: образ мыслей, особенности самоотношения (самооценка), оценка степени состояния дел и перспектив и пр…. Мало кто обнаруживает обратную связь между особенностями психологического состояния и силой влияния указанных факторов. Тем не менее, если у нас изначально по факту «хорошие новости», «хорошие дела» и «хорошее настроение», то никакая погода не кажется плохой, любые отношение воспринимаются как «в принципе нормальные», трудности преодолимыми, а перспективы радужными.
Мы тем самым наблюдаем крайне любопытную закономерность, суть которой состоит в том, что самочувствие и настроение не только не являются функцией обстоятельств (внешних или внутренних), но сами представляют собой как бы изначальные условия для этих обстоятельств. Иначе говоря, статус нашего персонального благополучия (выражаемый прежде всего в особенностях настроения и самочувствия) как раз и определяет степень влияния на нас указанных обстоятельств! И не наоборот.
Беда в том, что многие как раз убеждены в обратном. Получается, что нужно контролировать практически все неблагоприятные обстоятельства, включая погоду и т.п. чтобы хорошо себя чувствовать и иметь хорошее настроение. Очевидно, уважаемые читатели, что это просто нереально. Мы пытаемся контролировать то, что нереально. И поэтому имеем низкий статус личного благополучия. Получается замкнутый круг: нереализуемая попытка контролировать условия нашего благополучия ухудшает наш статус. А это в свою очередь приводит к усилению негативного влияния этих условий.
Важно понимать, что низкий статус персонального благополучия — явление чрезвычайное, неестественное. Правда, ставшее в силу разных причин привычным. Только людям — представителям единственного из огромного числа на Земле биологических видов — свойственно жить в чрезвычайном и неестественном (для организма и психики) режиме. Больше никто из живых существ так не умеет жить. Быть в экстремальном режиме — явление экстремальное и поэтому для всех животных временное. Для человека же в силу социального образа жизни — систематическое и постоянное. Хронический эмоциональный стресс, разрушает здоровье и социальную адаптацию. Он частично или полностью лишает человека возможности наслаждаться профессиональными достижениями и личными взаимоотношениями, лишает его радости жизни.
Уважаемый читатель. вы, наверное, будете удивлены этим заявлением. Я хочу ответственно заявить, что хорошее самочувствие и хорошее настроение — явление необусловленное. У каждого их нас от природы заложена такая естественная способность! То есть для хорошего самочувствия и хорошего настроения нет никакой необходимости что-то контролировать. Достаточно просто хорошо себя чувствовать и иметь хорошее настроение. Для этого всего лишь нужно эту необусловленность понимать и ценить высокий статус нашего персонального благополучия. А дальше — дело техники.
Техники работы со статусом нашего персонального благополучия — это система приёмов саморегуляции наших состояний и самонастройки на позитивное восприятие, мышление и поведение. Эта практическая система работы с самим собой отражает уровень субъектности и личностной зрелости человека. Этот уровень можно выразить так: «человек богат тем, что он может делать с собой для самого себя». «Путь к себе» лежит не только и даже не столько через феноменологическое постижение таинственных глубин архетипов своей психики (как считал К.Г.Юнг), а прежде всего в воспитании и осуществлении действенного отношения к себе. Действенное, то есть субъектное отношение к себе самому складывается в систему управления собой. Система самоуправления становится целостной и эффективной, когда человек овладевает навыками саморегуляции и самонастройки на всех уровнях структуры своего «Я».
Уровни системы самоуправления складываются в своеобразную пирамиду, где каждый предыдущий уровень является основанием для последующего, а последующий более высокий «диктует правила игры» для предыдущих. Благополучие человека определяется высокими уровнями в значительно большей степени, чем нижними. В то же время уровни в основании пирамиды, являясь «исполнительным рабочим инструментом», обеспечивают выполнение функций и задач уровней последующих. Таков смысл так называемых «кибернетических пирамид», к которым принадлежит и система самоуправления.
Уровни, составляющие кибернетическую пирамиду системы самоуправления, выглядят следующим образом:
Телесные процессы. Сознательная саморегуляция на этом уровне формирует основу так называемого энергетического статуса человека. Традиционные системы йоги, ци-гун уделяют преимущественное внимание уровню телесных процессов. Так, упражнения, активирующие и развивающие особенности 1 и 2 чакр (йога) или работа с нижним дань тянем (ци-гун), аутогенная тренировка и самогипноз, различного рода релаксационные практики ориентированы на оптимизацию и потенциализацию энергетики тела;
Эмоции. Эмоциональная саморегуляция призвана купировать эмоциональный стресс и обеспечить развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры личности в целом. Эмоциональный статус личности непосредственно определяет характер его личного благополучия, удовлетворенности жизнью и счастья.
Ментальный уровень. Это наши мысли и ментальные установки — наша способность определённым образом воспринимать и мыслить, определяемая убеждениями и различного рода мыслительными стереотипами. На оценочная деятельность, особенности репродуктивного и творческого мышления определяются уровнем сформированности и культуры наших когнитивных — так называемых перцептивно-аналитических, мыслительных процессов. Для ментальной саморегуляции, определяющей качество жизненной информации и качество жизни в целом важным оказывается формирование так называемого генеративного мышления.
Смыслы и ценности. Способность человека выставлять жизненные приоритеты и последовательно следовать им является важнейшим качеством зрелой личности. Я определяю этот уровень самоуправления как генеративная позиция личности. Достижение этого уровня связано с осознанием собственной миссии и мощным фактором мотивации интереса в ситуациях необходимости и долженствования.