8 (861)253-23-96   8 (988) 247-33-46
 8 (918) 439-06-67 ☎ 8 (918) 439-06-68
 psilenok@mail.ru

НЛП Краснодар - Центр психологии и бизнес консультирования Логос

    Мечты связывают воедино прошлое и будущее. Наличие у человека замечательной мечты есть закономерный итог прошлого опыта и неизбежный марш во время будущее. Соединяя прошлое и будущее, мечта делает жизнь человека осмысленной и интересной.

    Однако, как показывает моя практика работы психотерапевтом, проблемы как раз именно с этим. То есть с наличием у людей хороших мечтаний. Очень многие говорят, что у них вообще нет никакой мечты. Это звучит несколько жутковато. Причём, мне не встретился ни один человек, который бы не хотел иметь хорошую мечту. Анализируя парадоксальность такого положения дел, я пришёл к выводу о том, что не бывает так, чтобы у человека не было мечты, просто у него отсутствует осознание своей мечты.

    Я предлагаю рассмотреть провокацию как некий универсальный механизм вовлечения субъекта в определенное, в том числе и явно для него нежелаемое содержание. Провокативный механизм является разновидностью общего явления обусловливания с теми лишь особенностями, что в отличие от простой условно-рефлекторной реакции человек реагирует как целостной субъект коммуникации. То есть провокация — или аутопровокация — содержит вызов для субъекта. В этом проявляется как отличие, так и сходство провокации от «метода провокации» Ф.Фарелли. Важно понимать, как мы сами себя провоцируем на то или иное поведение, общение и состояние в целом. Тогда, возможно, это больше прольёт свет на природу не только нашей конгруэнтности, но и коммуникации.

     «Если хочешь контролировать свои чувства – управляй своими мыслями!». То есть, первичными для взрослого человека являются не эмоции, не чувства, а именно мысли. Мысли – интерпретации, идеи, убеждения и оценки, ментальные установки — личный менталитет человека — является первичным и главным условием как для возникновения эмоций, так и для понимания того, что с этими эмоциями следует делать.

    Это касается не только профессиональной, но и повседневной личной жизни. Так сказать, «повседневное творчество». Как известно, человек начинает творить поневоле, когда ему лень что-то делать. И тогда он начинает воплощать в жизнь «принцип экономии усилий»: как минимальными средствами достичь максимального результата. Именно так, к примеру, был изобретён водопровод, механическая (водяная и ветряная) мельница, лук со стрелами и многие прочие очень полезные предметы. Осмелюсь предположить, что и изобретение колеса (а может быть даже и приспособлений для добывания огня!) также обязаны своим появлением лени.

    Я провожу тренинги по нейролингвистическому программированию (НЛП). А самому НЛП сейчас чуть больше 40 лет. В 1992, когда я провел свой первый семинар в Краснодаре, возраст НЛП составил всего 17 лет. Для самостоятельного психологического направления это ещё младенческий период. Да и сейчас, если проводить эти аналогии, НЛП ещё отнюдь не юноша и, конечно же, у него всё ещё впереди.

    Людям свойственно реагировать на разные обстоятельства. И то, как именно мы реагируем на погоду, или, скажем, на поведение близких, — определяет наше настроение и в целом наше благополучие. Поэтому вполне понятен и закономерен вопрос о том, что же влияет на характер наших реакций? Очень многие люди сказали бы, что наши реакции являются ответом на свойства самого объекта, на который мы реагируем. Например, часто можно слышать такие высказывания: «Она меня раздражает» или «Она лишает меня уверенности», «Плохая погода» и пр.

    Тестовые ситуации — понятийная категория, которую я ввожу для описания условий и обстоятельств жизни человека, предъявляющих к нему повышенные требования. Эти повышенные требования переживаются как трудности. Причём, неважно, являются ли эти обстоятельства принципиально новыми или нет. Для возникновение тестового момента в той или иной жизненной ситуации важен сам факт её трудности для субъекта. Иначе говоря, переживание человеком трудности является надёжным признаком наличия у него тестового момента.

    Одно из важнейших открытий современной психологии – обнаружение явления, которое получило название «вторичная выгода». Д.Гриндер и Р.Бендлер, основатели НЛП, были поражены тем что «симптомы работают!». То есть симптом – поведенческий, физический (телесный), эмоциональный и мыслительный деструктивный стереотип – оказывается, выполняет адаптивную функцию. Иначе говоря, если нечто существует и устойчиво повторяется (стереотип), то это имеет смысл, нравится нам это или нет.

    Именно мастерское состояние наиболее полно выражает природу человека. Созидательность, творческий статус, завершённость и точность действий, изящество, красота и интерактивный характер деятельности – это внешние, скорее эстетические характеристики человека как мастера. В этой связи весьма уместно привести высказывание К. Маркса о том, что человека, конечно, можно довести до животного состояния, когда он станет есть сырое мясо, разрывая его ногтями. Но это никак не говорит о его собственно человеческой природе. Природа человека заключается не в примитивных вариантах его бытия, а в том, чтобы творить, обретать себя в этом и воплощаться в продуктах своей деятельности.

    Опыт детства живёт в нас, взрослых. Это опыт естественного и компенсаторного развития. Это опыт радости и свободы (счастливый сценарий жизни и развития в детстве) и опыт страдания, унижения и страхов (несчастный, — компенсаторный сценарий). Первый вид опыта сопровождается радостными фантазиями и играми, второй – формированием жёстких рамок и стереотипов. Первый вид детского опыта вытекает из самой природы человека как существа изначально творческого. Второй вид опыт связан с социальным образом жизни и является своеобразной «платой за социализацию».

    vk ok