Для большинства людей совершенно естественно стремиться что-то менять в своей жизни, чего-д достигать и при этом стремиться к комфорту и удовольствию. Мало кто задумывается, что эти базовые стремления противоречивы и даже конфликтны. То есть эти две фундаментальные мотивационные тенденции, образно говоря, борются друг с другом с переменным успехом. Лень, апатия, прокрастинация, различного рода саботаж и даже классические формы психологической защиты есть яркое свидетельство этой непрерывной внутренней борьбы.
У многих людей нет чёткого понимания такого психологического явления как цель. Понимание природы цели принципиально важно для организации соответствующего поведения, реальных желаемых достижений и привлекательного высокого качества образа жизни. Получается, что именно цели среди множества психических явлений являются своеобразным системообразующим фактором, где в качестве системы оказывается осмысленная жизнь человека в Настоящем. Благодаря целевым установкам открываются будущие перспективы.
Психотерапевтическая практика и тренерская работа предоставляют обширный материал для понимания природы человека. Прежде всего, обращает на себя внимание та личностная позиция, которую занимает клиент или ученик, приходя на консультацию или на учёбу. При всем многообразии проявлений этой личностной позиции, у людей обнаруживаются две прямо противоположные установки. Установка первого типа - это установка на поиск и обретение опор (через овладение материалом или посредством присвоения ресурсов взаимодействия с психологом или психотерапевтом). В этом случае человек является "пользователем готовых форм".
У многих людей есть интересная особенность – учиться. Мы постоянно чему-то учимся. И не только в школе и в вузе. Для некоторых людей этот процесс перманентен и всеобъемлющ и является главным и принципиальным атрибутом их жизни. Я имею ввиду как самостоятельное обучение, так и институализированные формы. И важнейшими из них являются дополнительные и в основном коммерческие негосударственные формы: квалификационные специализированные программы. В частности, это относится к обретению квалификации в области практических психологических дисциплин, таких как психоанализ, гештальт терапия, нейролингвистическое программирование и т.п.
Психологическое консультирование является центральным, основным видом деятельности практического психолога. Не может быть психологом специалист, который не осуществляет психологическое консультирование и не оказывает психологическую помощь людям. В то же время университетская программа подготовки психологов отводит психологическому консультированию минимальное количество часов. Этого достаточно только для беглого знакомства с данным видом деятельности психолога.
Среди множества так называемых «помогающих профессий» следует выделить относительно небольшой круг видов профессиональной деятельности, смыслом которых является непосредственное оказание людям психологической помощи. В этот почётный круг входят психологическое консультирование, психотерапия неклинического статуса, коучинг, эриксоновская гипнотерапия, провокационная психотерапия Френка Фарелли и некоторые формы арттерапии.
Люди реально отличаются друг от друга по очень многим параметрам. Биологи утверждают, что один человек отличается от другого куда сильнее, чем представители разных биологических видов. Речь идёт, прежде всего, о различиях в структуре функциональной архитектоники мозга (С.В.Савельев). Но есть среди этого множества отличий есть одно очень важное и, я бы сказал, принципиальное и бескомпромиссное. Условно я его называю безальтернативностью субъекта в сложных жизненных ситуациях.
Психотерапия и психологическое консультирование являются профессиональными видами деятельности управления целесообразными изменениями клиента (пациента). Успешность деятельности управления целесообразными изменениями клиента напрямую зависит от полноты понимания специалистом природы этих изменений. Можно говорить о том, что осуществление этих (терапевтически целесообразных) изменений и есть цель работы психотерапевта и консультанта.