Психотерапия и психологическое консультирование являются профессиональными видами деятельности управления целесообразными изменениями клиента (пациента). Успешность деятельности управления целесообразными изменениями клиента напрямую зависит от полноты понимания специалистом природы этих изменений. Можно говорить о том, что осуществление этих (терапевтически целесообразных) изменений и есть цель работы психотерапевта и консультанта.

Этот известный всем афоризм звучит весьма привлекательно, хотя и несколько иронично. Многие люди хотели бы быть счастливыми, но, во-первых, не знают, что это такое – счастье, во-вторых, не знают как этого счастья достичь, ну а в-третьих, если даже и знают что-то про счастье, то не могут себе этого позволить. Получается, что «нет в жизни счастья», и что это есть индивидуальный миф большинства людей.

Практическая психология прошлого и в значительной степени настоящего времени ориентирована на то, как помочь человеку восстановиться, укрепиться, наладить отношения, повысить самооценку, – то есть решить психологическую проблему. Психология, а уж тем более психотерапия никогда не ставила перед собой задачи научить человека быть счастливым. Что-то в огромном реестре всяческих социальных наук не просматривается дисциплины о человеческом счастье! Не ставит такие задачи и педагогика.Если хочешь быть счастливым

Беды и страдания человека, имеют одну, но очень серьёзную причину. А именно – недостаток желания быть счастливым. Психологические проблемы неизбежно возникают в ответ на дефицит стремления быть счастливым.

«Человек рождён для счастья, как птица для полёта!» В этих словах великого писателя, нашего соотечественника Короленко сокрыт глубочайший смысл. Состояние счастья – это не просто есть некая удивительная фантастическая возможность. Хотя и крайне приятная и вроде бы тем самым желаемая. Писатель, художественными средствами изучая состояние счастья, определил его как имеющего для каждого человека некий врождённый смысл. И именно поэтому важно не просто хотеть быть счастливым, но и крайне необходимо стремиться к счастью!

Совсем не из-за праздного интереса возникает вопрос о смысле (или смыслах) жизни. Со смыслом жить как-то надёжнее и интереснее. Мне, да, наверное, и вам, дорогие читатели, не приходилось встречать взрослого человека, который бы не задавался таким вопросом. Однако, ответ на этот вопрос многим людям представляется необычайно сложным и даже мистически таинственным.

Мечты связывают воедино прошлое и будущее. Наличие у человека замечательной мечты есть закономерный итог прошлого опыта и неизбежный марш во время будущее. Соединяя прошлое и будущее, мечта делает жизнь человека осмысленной и интересной.

Однако, как показывает моя практика работы психотерапевтом, проблемы как раз именно с этим. То есть с наличием у людей хороших мечтаний. Очень многие говорят, что у них вообще нет никакой мечты. Это звучит несколько жутковато. Причём, мне не встретился ни один человек, который бы не хотел иметь хорошую мечту. Анализируя парадоксальность такого положения дел, я пришёл к выводу о том, что не бывает так, чтобы у человека не было мечты, просто у него отсутствует осознание своей мечты.

Я предлагаю рассмотреть провокацию как некий универсальный механизм вовлечения субъекта в определенное, в том числе и явно для него нежелаемое содержание. Провокативный механизм является разновидностью общего явления обусловливания с теми лишь особенностями, что в отличие от простой условно-рефлекторной реакции человек реагирует как целостной субъект коммуникации. То есть провокация — или аутопровокация — содержит вызов для субъекта. В этом проявляется как отличие, так и сходство провокации от «метода провокации» Ф.Фарелли. Важно понимать, как мы сами себя провоцируем на то или иное поведение, общение и состояние в целом. Тогда, возможно, это больше прольёт свет на природу не только нашей конгруэнтности, но и коммуникации.

 «Если хочешь контролировать свои чувства – управляй своими мыслями!». То есть, первичными для взрослого человека являются не эмоции, не чувства, а именно мысли. Мысли – интерпретации, идеи, убеждения и оценки, ментальные установки — личный менталитет человека — является первичным и главным условием как для возникновения эмоций, так и для понимания того, что с этими эмоциями следует делать.

Это касается не только профессиональной, но и повседневной личной жизни. Так сказать, «повседневное творчество». Как известно, человек начинает творить поневоле, когда ему лень что-то делать. И тогда он начинает воплощать в жизнь «принцип экономии усилий»: как минимальными средствами достичь максимального результата. Именно так, к примеру, был изобретён водопровод, механическая (водяная и ветряная) мельница, лук со стрелами и многие прочие очень полезные предметы. Осмелюсь предположить, что и изобретение колеса (а может быть даже и приспособлений для добывания огня!) также обязаны своим появлением лени.

Я провожу тренинги по нейролингвистическому программированию (НЛП). А самому НЛП сейчас чуть больше 40 лет. В 1992, когда я провел свой первый семинар в Краснодаре, возраст НЛП составил всего 17 лет. Для самостоятельного психологического направления это ещё младенческий период. Да и сейчас, если проводить эти аналогии, НЛП ещё отнюдь не юноша и, конечно же, у него всё ещё впереди.

vk ok