Я провожу тренинги по нейролингвистическому программированию (НЛП). А самому НЛП сейчас чуть больше 40 лет. В 1992, когда я провел свой первый семинар в Краснодаре, возраст НЛП составил всего 17 лет. Для самостоятельного психологического направления это ещё младенческий период. Да и сейчас, если проводить эти аналогии, НЛП ещё отнюдь не юноша и, конечно же, у него всё ещё впереди.
НЛП тех лет характеризовалось максималистичностью и выраженным фанатизмом. Мы – первые в нашей стране специалисты по НЛП – искренне верили в могущество структурно-кибернетического подхода к опыту человека. Если мы знаем, как нечто устроено, то есть нам известна его структура, то мы может это изменять. «Нечто» — это практически «всё». То есть любой интересующий нас предмет. И, конечно, прежде всего, такой предмет как различный (позитивный и негативный) жизненный опыт.
Эта общая теоретическая посылка абсолютно верна. И именно сама возможность надёжно и элегантно управлять изменениями, которых многие так вожделенно хотят, породила тот оптимизм и даже фанатизм, которые характерны для специалистов в области НЛП. Психотерапия приобрела в форме НЛП очень сильную опору. Оказалось возможным осуществлять терапевтический процесс не только в рамках медицинской подготовки, но и в форме психологического консультирования. Психологическое же консультирование всегда было главной деятельностью любого психолога.
С появлением НЛП существенно видоизменилось и психологическое консультирование и психотерапия. Между этими ещё до 70-х годов прошлого столетия совершенно самостоятельных направлений в работе с людьми, границы стали очень условными. Практики НЛП управляют изменениями, которые ранее были возможными только после длительной специальной психотерапевтической подготовки в рамках медицины. Зачастую даже не зная об этом, они делают это более быстро и качественно, чем их медицинские коллеги. При этом никто и не говорит о собственно психотерапевтическом процессе: людям оказывается психологическая помощь.
Но с другой стороны, НЛП оказало мощное воздействие на характер работы собственно психотерапевтов. Успешная психотерапия оказалась за рамками медицинской модели. Многие психотерапевты сейчас полностью отдают себе отчет о том, что они занимаются не лечением, а обучением своих пациентов! Это, конечно, не есть обучение «за школьной партой». Но суть психотерапии всё боле сводится к тому, что пациенты научаются навыкам управления собственными состояниями, навыкам конструктивной коммуникации и адаптивного поведения. Соответственно, модель работы психотерапевта всё больше напоминает роль руководителя и педагога.
НЛП я рассматриваю как целостную систему психологической практики, направленную на управление процессом желаемых изменений. Люди и организации нуждаются в изменениях. Эта необходимость в желаемых изменениях отражает их потребность в развитии: если человек (или организация) не движется в нужном направлении, изменения всё равно наступают, только нежелательные. У каждого из нас есть только одна альтернатива: либо мы организуемся и движемся в желательном направлении (то есть развиваемся), либо нами управляет некая сила, которая приводит нас к нежелательным изменениям.
НЛП как система управления изменениями позволило переоценить категорию цели. Именно ясное понимание цели обеспечивает позитивную мотивацию и соответствующую энергию, необходимые для её достижения. Понятно, что для того, чтобы достигать желаемых изменений и тем самым развиваться, важно иметь целевую мотивацию и целевое состояние. И тогда получается, что необходимая каждому из нас целевая активность и целевое поведение состоит из действий, направленных на цель, и из действий, направленных на предупреждение нежелательных изменений. На практике необходим баланс мотивации на цели и мотивации предупреждения опасности неудачи. Нарушение этого баланса создает проблемы.
НЛП следует рассматривать как дисциплинированную систему организации и практики целевого мышления. Любой человек, который хочет стать успешным (в профессиональном и личном плане) найдёт в НЛП важные для себя принципы и способы самоорганизации, модели конструктивного диалога с реальностью и приемы настройки собственного восприятия и осуществления соответствующего целевого поведения.
Возникает естественной вопрос о природе НЛП, характеризующую его «магические возможности». НЛП основано на идее моделирования. Что такое моделирование? Я могу привести следующее определение моделированию: моделирование это есть процесс воспроизводства субъектом в своём опыте образцов совершенного опыта других людей
Идея моделирования — это форма конструктивного интереса к некоторому важному для вас аспекту уже имеющегося («превосходного», «успешного»…) опыта другого человека. Другой человек является «живым носителем» качества жизни, которое вы хотите обрести.Другие люди становятся реально интересны вам по этому предмету. Тогда как раньше этот интерес бы был возможен в лучшем случае из-за зависти (пусть и «белой»). И если посмотреть внимательно с этой позиции на ваше окружение, то практически каждый окажется в сфере такого (уважительного!) интереса, потому что у каждого чему-то можно научиться!…
Идея моделирования – есть, по сути, идея перманентного развивающего обучения (самообучения) взрослого человека за пределами формальных учебных организаций. Понятно, что по этому признаку НЛП никак не становится в один ряд с организациями типа «Лайф-спринг»… и тому подобными. Там идея «личностного роста» навязывается («не дать уйти от просветления!»). То, что нас интересует в других людях — это то, что нам реально нужно нам самим! Присвоение этого опыта и есть процесс развивающего обучения.
Этот процесс оказывается возможным по причине разработанного в НЛП языка структурного описания опыта. Этот язык известен, и именно ему (а не тому, «как стать успешным») обучают на квалификационных семинарах по НЛП. Вас никто не научит быть успешным в чём бы то ни было, если вы не овладеете языком описания и основам моделирования.
Изучая опыт выдающихся психотерапевтов, Дж. Гриндер и Р.Бендлер создали этот язык описания и сам подход, а также выделили основные модели их успешности. Эти модели оказались универсальными — необходимыми для успешности в любой деятельности. Классическое НЛП – «курс НЛП-практик» — это и есть система основных положений (принципов), моделей и техник.
Итак, 25 лет преподавания НЛП. За это время произошли эти самые изменения. На момент проведения первого семинара по НЛП практически никто на Кубани о нём не знал. Сейчас – более 8 тыс. человек обученных и этот самое популярное направление в практике работы с людьми. НЛП приобретает качественно другоё статус, чем 25 лет назад: из «панацеи» оно превращается в междисциплинарное направление. НЛП объединяет и интегрирует достижения разных практических психологических дисциплин. И при этом оно остаётся задорным и оптимистичным, — как озорной подросток.