Одно из важнейших открытий современной психологии – обнаружение явления, которое получило название «вторичная выгода». Д.Гриндер и Р.Бендлер, основатели НЛП, были поражены тем что «симптомы работают!». То есть симптом – поведенческий, физический (телесный), эмоциональный и мыслительный деструктивный стереотип – оказывается, выполняет адаптивную функцию. Иначе говоря, если нечто существует и устойчиво повторяется (стереотип), то это имеет смысл, нравится нам это или нет.
Вторичная выгода – это некоторая ценность, благо, польза, которая «преследуется» негативным стереотипом симптома. Симптом в данном случае представляет собой некий негативный поведенческий или эмоциональный стереотип, выступающий для человека как переживание трудности. Если обнаруживается симптом, значит, в этом есть необходимость. Наличие симптома означает актуальность, и даже настоятельность решения определённой задачи. Следует даже утверждать, что сам факт симптома это есть требование нашего бессознательного, требование изменения существующего положения дел.
Таким образом, симптом представляет собой парадоксальное явление в опыте человека: бессознательное стремление обретения определённого блага «негодными» средствами – посредством примитивной по содержанию, форме и уровню активности и негативного состояния.
Основу внутренних трудностей составляют предубеждения. Предубеждённость формирует жёсткую систему соответствующих ожиданий априори и является барьером для новизны и творчества. Цена этому – нарушение закона «необходимого разнообразия». Предубеждённость не позволяет человеку определить «момент нестандартности». Момент нестандартности – это некий пункт в тестовых ситуациях — точка выбора — когда следует действовать нестандартно, чтобы ситуация стала развиваться в желаемом направлении. Примером этому может служить ординарный бытовой конфликт, ссора, в которой «оппоненты» следуют только своим собственным представлениям о правильности (справедливости, чести…), а в итоге оба оказываются в проигрыше. Парадокс! Парадокс в том, что люди зачастую представления о благе предпочитают реальному благу….
Однако, именно убеждения, выражающиеся в предубеждённости, формируют и удерживают смысл того или иного симптома, который носит приспособительный характер. Приспособительный смысл любого симптома содержится в бессознательном для человека намерении посредством деструктивного стереотипа решить задачу обретения соответствующего блага, важной для него ценности. Данный симптом будет устойчивым до тех пор, пока он будет иметь смысл ценности для субъекта.
Симптомы устойчивы, пока они ценны! Для негативного состояния, в котором, прежде всего, обнаруживает себя всякий симптом, ценность, которая стоит за ним, имплицитна, то есть в самой задаче она не проявлена. Поэтому базовая ценность в негативных состояниях, которую неосознанно стремится получить субъект, выступает как вторичная выгода.
Вторичная выгода – это некоторая ценность, благо, польза, которую стремится неосознанно обрести человек в негативном состоянии. Отсюда становится понятным способ преобразования вторичной выгоды в выгоду первичную. Этот способ заключается в осознании вторичной выгоды как самостоятельной ценности и нахождении адекватных форм поведения для её утверждения. Тогда негативное состояние выполняет информационную функцию, и, вследствие этого человек меняет личную метафору, а с ней и состояние. В силу этого меняется статус негативных состояний, то есть они перестают надолго захватывать человека, становятся управляемыми. Данный способ использования вторичной выгоды специально встраивается в особую техническую процедуру высвобождения важнейших для человека ресурсов.
Важно подчеркнуть, что прежде всего именно острейшая необходимость в конкретных ресурсах маркируется негативным состоянием, симптомом как переживание трудности. То есть именно дефицит определённых ресурсов как раз и переживается в виде трудностей. Переживание трудностей характерная особенность негативных — то есть нересурсных состояний.
Нересурсные состояния рассматриваются нами в этой технике как некая база для приобретения нового опыта и развития. В силу этого изменяется отношение субъекта к негативным состояниям в целом. Понимание негативных состояний как нересурсных концентрирует субъекта на «снятии дефицита ресурсности». Тогда пропадает необходимость опасаться собственных негативных состояний, а в силу этого избегать их или оправдывать себя за пребывание в этом состояние. Люди начинают использовать их как важную информацию для решения определенных задач. В силу этого негативные состояния приобретают статус информационного явления, а не формы проживания значимых, то есть тестовых ситуаций. Работа с негативными состояниями фактически сводится к составлению модели желаемого состояния, в котором в утилизирована вторичная выгода и уже встроен дефицитный ресурс.
Для составления такой модели я предлагаю следующую схему работы с собственными нересурсными состояниями на основе утилизации вторичной выгоды:
Отрефлексировать нересурсное состояние. Важно отметить и зафиксировать сам факт нересурсности имеющегося состояния
Дать точное название данному нересурсному состоянию.
Определить функциональный смысл данному нересурсному состоянию «зачем это необходимо?». Иначе говоря, на этом этапе важно определить и сформулировать вторичную выгоду нересурсного состояния.
Создать функциональное состояние вместо нересурсного стояния. Это – модель желаемого состояния.
«Оживить» модель функционального состояния (ассоциироваться с ним).
Выявить внутренние возражения о возможных негативных последствиях («Чем для меня чревато быть в таком состоянии в исходном, проблемном контексте»).
Рассмотреть каждое возражение как самостоятельную задачу (цель) и «достроить» модель функционального состояния (из мета позиции, то есть позиции исследователя).
Интегрировать в единое целостное состояние данную модель (ассоциироваться с ней).
Устойчивый симптом как актуальность решения задачи. Структура…
Завершением работы по утилизации (извлечение, преобразование в форму первичной ценности и использование) вторичной выгоды является проверка эффективности новой модели методом виртуальной подстройки нового состояния к обстоятельствам ранее проблемного контекста. Практически каждый раз в ходе такой проверки обнаруживается готовность субъекта следовать новой модели, что, естественно, затем и происходит в реальных условиях.