Людям свойственно реагировать на разные обстоятельства. И то, как именно мы реагируем на погоду, или, скажем, на поведение близких, — определяет наше настроение и в целом наше благополучие. Поэтому вполне понятен и закономерен вопрос о том, что же влияет на характер наших реакций? Очень многие люди сказали бы, что наши реакции являются ответом на свойства самого объекта, на который мы реагируем. Например, часто можно слышать такие высказывания: «Она меня раздражает» или «Она лишает меня уверенности», «Плохая погода» и пр.

Тестовые ситуации — понятийная категория, которую я ввожу для описания условий и обстоятельств жизни человека, предъявляющих к нему повышенные требования. Эти повышенные требования переживаются как трудности. Причём, неважно, являются ли эти обстоятельства принципиально новыми или нет. Для возникновение тестового момента в той или иной жизненной ситуации важен сам факт её трудности для субъекта. Иначе говоря, переживание человеком трудности является надёжным признаком наличия у него тестового момента.

Одно из важнейших открытий современной психологии – обнаружение явления, которое получило название «вторичная выгода». Д.Гриндер и Р.Бендлер, основатели НЛП, были поражены тем что «симптомы работают!». То есть симптом – поведенческий, физический (телесный), эмоциональный и мыслительный деструктивный стереотип – оказывается, выполняет адаптивную функцию. Иначе говоря, если нечто существует и устойчиво повторяется (стереотип), то это имеет смысл, нравится нам это или нет.

Именно мастерское состояние наиболее полно выражает природу человека. Созидательность, творческий статус, завершённость и точность действий, изящество, красота и интерактивный характер деятельности – это внешние, скорее эстетические характеристики человека как мастера. В этой связи весьма уместно привести высказывание К. Маркса о том, что человека, конечно, можно довести до животного состояния, когда он станет есть сырое мясо, разрывая его ногтями. Но это никак не говорит о его собственно человеческой природе. Природа человека заключается не в примитивных вариантах его бытия, а в том, чтобы творить, обретать себя в этом и воплощаться в продуктах своей деятельности.

Опыт детства живёт в нас, взрослых. Это опыт естественного и компенсаторного развития. Это опыт радости и свободы (счастливый сценарий жизни и развития в детстве) и опыт страдания, унижения и страхов (несчастный, — компенсаторный сценарий). Первый вид опыта сопровождается радостными фантазиями и играми, второй – формированием жёстких рамок и стереотипов. Первый вид детского опыта вытекает из самой природы человека как существа изначально творческого. Второй вид опыт связан с социальным образом жизни и является своеобразной «платой за социализацию».

Каждый человек очень хорошо на собственном опыте знает, что очень важно быть в согласии с самим собой и требованиями разных жизненных ситуаций. Некоторые философы и учёные определяют счастье человека как его согласие с самим собой и с миром. Физическое, эмоциональное, ментальное — личностное в целом благополучие каждого из нас определяется тем, как мы согласованы с условиями нашей жизни. Согласованность с внешними условиями («внешняя согласованность») обнаруживает себя в адекватности нашего поведения. Личная сила проявляется в способности человека согласовывать свои цели, ценности и привычки с особенностями его жизненных ситуаций.Рассогласование личностных структур человека с требованиями его реальности обнаруживает себя в уже известных тестовых ситуациях. В таких случаях говорят, что «хотел как лучше. а получилось как всегда…».

С появлением в середине семидесятых годов прошлого века нейролингвистического программирования (НЛП) начала интенсивно развиваться и всё больше заявлять о себе область психологического знания и практики, название которой — генеративная психология. Эта область знания существует уже реально, однако, она пока ещё не оформлена в соответствующую дисциплину. Сам термин «генеративность» означает «порождать новое» — генерировать. По отношению к психологии человека генеративность обнаруживает себя в его способности к принципиально новым решениям, к нахождению новых связей и отношений между элементами привычных ситуаций, к творческому восприятию этих стандартных и привычных ситуаций. Люди с генеративным мышлением и восприятием способны к обогащению собственных представлений относительно возникающих у них трудностей. И это позволяет им быть гибкими и творческими.

Вопрос об эмоциональном выборе. Идея состоит в том, что если человека овладевает навыком эмоционального выбора, то он становится не просто «невозмутимым и неуязвимым», но, прежде всего он сохраняет время и силы для более интересной и содержательной жизни. Те ситуации, которые ранее были трудными и негативно и тяжело переживались, теперь являются источником творчества и конструктивных решений.

Большинство людей были бы счастливы, если бы могли управлять своими эмоциями. Некоторые люди так и заявляют: «Эмоции мешают жить!». И они готовы убрать у себя некоторые эмоции, то есть потерять способность к эмоциональному переживанию. Правда, речь в основном идёт в основном о негативных эмоциях, таких как ревность, тревога или обида. Тем не менее, такая постановка вопроса говорит о полном непонимании природы эмоций. Эмоцию нельзя убрать, но можно выбрать вместо одной эмоции другую. Я тем самым хочу сказать, что управление эмоциями сводится в адекватном выборе соответствующей эмоции, проще говоря, — в эмоциональном выборе.

Многие люди думают, что знают, как правильно жить. Или, точнее, они знают правила, по которым каждому следует жить. Они получили хорошее воспитание. Вместе с «хорошими манерами» они усвоили и представления том, что есть хорошо, а что плохо. И поэтому теперь каждый из них считает себя вправе «учить, как жить» или «учить уму-разуму» других людей (прежде всего своих близких). И тогда, то, что «есть хорошо», — это то, что должно быть. Понятно тогда что, того, что «не есть хорошо» быть не должно. И когда человек сталкивается с тем, что существует как факт, но быть не должно, у него возникает негативная эмоция.

vk ok