Размышляя на тему о том, что в первую очередь снижает качество жизни каждого человека, приходишь к вполне логичному выводу о том, что это есть именно всё то, что так или иначе определяет наше настроение. То, что способно испортить наше настроение, напрямую, как это ни банально звучит, портит и нашу жизнь. На своих семинарах по провокативной психотерапии я прошу участников составить перечень так называемых «поводов для самоизнасилования». Имеется в виду внешние обстоятельства или внутренние соображения (мысли и оценки, интерпретации и смыслы,,,). Люди, сначала немало удивляясь такой постановке вопроса, затем приводят огромное количество таких поводов! Оказывается, практически любое обстоятельство, поведение других (близких или коллег, совсем не знакомых) людей, любые наши ожидания, планы и мысли могут быть таким поводом для расстройства, пессимизма и печали.
Некоторые вещи, действительно неприятны (в значении «неприемлемы»), как то подлость, своекорыстие, лицемерие или жадность. Однако, не об этом сейчас речь. Эти библейские грехи действительно достойны осуждения, так как наносят реальный вред «и себе и людям». Речь как раз я веду о другом, — о том как люди умудряются стать несчастными «без посторонней помощи», а исключительно благодаря собственным (и иногда — немалым) стараниям. Существуют такие повседневные явления, как беспорядок в комнате, необходимость подготовки и сдачи зачётов и экзаменов, возражающий супруг(а), шаловливый ребёнок, недосоленный суп, задержка (рейса, зарплаты, или чего-то ещё…), незваный гость, или «слишком быстро», «слишком медленно», «невероятно хорошо» (у соседа, а если у тебя — то ведь скоро закончится…). Каждое такое явление способно повергнуть человека в мрачное состояние, гнев и глубокую печаль. И у каждого человека есть излюбленные факторы, способы и приёмы самоизнасилования.
Самоизнасилование следует определить как базовый процесс ухудшения и порчи качества жизни.Основой этого процесса является слишком серьёзное — фиксированное — отношение к чему бы то ни было. Как говорит Ричард Бендлер в своей книге «Время перемен», люди страдают от трёх главных недугов: они слишком серьёзны, при этом они во всем сомневаются, и у них нет энергии юмора. Итогом такой «жизненной философии» становится фетишизация страдания. Возведение страдания в ранг добродетели — это практические всё, что остаётся такого рода «духовным соискателям». Об этом я писал в предыдущей своей статье «Величие человека не в страдании». Этот материал в известной степени можно рассматривать как развитие темы «величия» человека…
Важнейшим итогом многотрудных стараний личности по самоизнасилованию оказывается печаль. Именно печаль и глубинная тоска, как мне представляется, выступает естественным и вполне резонным результатом столь распространённой деятельности практически каждого, кто на поприще самопознания методом самоизнасилования утрачивает смысл и радость жизни. Там, где нет радости и энергии оптимизма и юмора, там царствует серьёзнейшая скука и рутина. Не многие люди способны осознать, что они сами своими собственными мозгами вогнали себя в скуку, рутину и, стало быть, печаль. Своими стенания и разочарованиями. Гораздо проще согласиться с безликими врачебными терминами типа: «астенизация», «невротизация», «алкоголизм», «депрессия» «ипохондрия» и т.д.
Но ведь для того, чтобы разочароваться (в ком-то, в чём-то), и потерять к этому интерес, радость и смысл, совсем не обязательно стать в этом компетентным. Некоторые, наверное, думают, что они становятся компетентнее и умнее от того, что разочаровываются в жизни. Вряд ли! Разочарование не является подлинным итогом познания и развития. Для разочарования достаточно всего лишь, особенно не утруждая себя «сложным психоанализом», спонтанно «сделать открытие». То есть вдруг обнаружить, что, мол, оказывается, «на самом деле всё обстоит гораздо иначе и хуже, чем могло бы быть!» Для такого открытия большого ума не надо, важно изначально подозревать, «всегда знать, что здесь что-то не так». Иначе говоря, свою печаль как итог «жизненного поиска» несчастная личность должна тщательно готовить. В этом ключе для личности важно заранее сформировать некую «априорную матрицу» печали, по которой затем во всех удобных для разочарования случаях будет разворачиваться процесс самоизнасилования! Речь, естественно, идёт об установках и убеждениях личности: во что мы верим, то мы можем, то мы и получаем, в такой реальности и оказываемся.
Печаль (а также её родственные аналоги — грусть, тоска, уныние, апатия, ностальгия, скука…) как состояние личности и субъекта жизнедеятельности является прямо противоположным состоянию золотой жизнерадостной воли. Эти состояния характеризуются взаимоисключающим набором возможностей. Так, для состояния золотой жизнерадостной воли характерно жизнелюбие, открытость, юмор. оптимизм и способность получать удовольствие от жизни, радоваться жизни как раз вопреки, а то и благодаря трудностям. Именно анализ жизнедеятельности таких людей вселяет безграничную веру в человеческое достоинство, в принципиальную ценность любви и радости. Потому что именно жизнелюбие, радость и юмор являются не просто внутренней субъективной оценкой качества жизни, но и главнейшими условиями для этого.
Чтобы получать высокое качество жизни и успех, нужно любить жизнь, То есть ценить подлинное, и в этом смысле, достигнутое, и уметь радоваться. Иногда — в тестовых ситуациях, когда казалось бы и радоваться-то нечему, это бывает трудно. Я думаю, что трудность, характерная для любой тестовой ситуации, — это когда вроде бы здесь нечему радоваться. И либо печаль, либо золотая жизнерадостная воля, и всё-таки радость. Выбор?