Каждый человек очень хорошо на собственном опыте знает, что очень важно быть в согласии с самим собой и требованиями разных жизненных ситуаций. Некоторые философы и учёные определяют счастье человека как его согласие с самим собой и с миром. Физическое, эмоциональное, ментальное — личностное в целом благополучие каждого из нас определяется тем, как мы согласованы с условиями нашей жизни. Согласованность с внешними условиями («внешняя согласованность») обнаруживает себя в адекватности нашего поведения. Личная сила проявляется в способности человека согласовывать свои цели, ценности и привычки с особенностями его жизненных ситуаций.Рассогласование личностных структур человека с требованиями его реальности обнаруживает себя в уже известных тестовых ситуациях. В таких случаях говорят, что «хотел как лучше. а получилось как всегда…».
Трудности, которые у нас возникают в повседневности, зачастую являются отражением так называемой личностной неконгруэнтности. Личностная неконгруэнтность — термин, указывающий на несоответствие желаний и действий по их осуществлению, несовпадение намерения и поведения.Следствием личностной неконгруэнтности является серьёзное внутреннее напряжение (эмоциональный стресс, хронические мышечные зажимы — блоки, сомнение и неспособность принимать конструктивные решения в ответственных ситуациях, в принципе неспособность брать на себя ответственность в таких ситуациях, снижение общего жизненного тонуса ….).
Личностная конгруэнтность есть внутренняя согласованность личности человека. И именно она является основным условием его адаптивного поведения в социальной среде и личностной эволюции. Установление гармоничности взаимоотношений человека с миром и с самим собой есть проявление конгруэнтности человека. Когда человек личностно конгруэнтен, это означает, что он способен к разрешению возникающих противоречий в режиме согласования. То есть он способен вести конструктивный диалог со всеми участниками тестовой ситуации. В случая же личностной неконгруэнтности субъект непременно входит в режим оппонирования и противоборства, поддержания напряжённых отношений с участниками ситуации.
Личностная конгруэнтность, представляя собой согласованность внутренних структур личности, характеризуется так называемой синергией — то есть «наложением сил», и появлением дополнительной энергии и соответствующих новых возможностей субъекта. Когда человек внутренне согласован, когда у него нет раздирающих его противоречий, то он «как рыцарь без страха и упрёка» обретает качества целостности — все го «составляющие» согласовано функционируют на разрешение возникшей трудности. Сам факт согласованного взаимодействия частей даёт силу.Если я точно знаю, чего я хочу, знаю как этого достичь и уверенно и точно действую в направлении достижения цели, то это обязательно выражается в состоянии личной силы — в воодушевлении и «золотой жизнерадостной воли». Мы всегда испытываем подъём энергии и сил, когда «дело спорится» и всё идёт так, как мы хотим. И, понятное дело, это всегда происходит во всех тех случаях, когда мы «исполняем свою лучшую волю».
Сознательное стремление к пониманию и реализации лучшей версии самого себя порождает прецедент личностной конгруэнтности. Такое стремление к лучшему, превосходному самопониманию, самоощущению и самореализации уже само по себе предполагает ориентировку на закономерности социальной организации и индивидуальной самоорганизации, на осознание своей реальной ответственности за уровень и качество жизни. В известной мере это стремление опирается и в свою очередь предполагает высокий уровень личностной зрелости. Хотеть и уметь в каждый момент жизни, в каждом контакте с другими людьми строить конструктивный диалог и опираться при этом на свои лучшие качества — это есть основное условие самоактуализации человека (А.Маслоу).
Каковы же основы построения своей лучшей роли и тем самым обретения личностной конгруэнтности? Первое и самое главное условие — построение конструктивных и содержательных взаимоотношений с собственным бессознательным. Как утверждает Джон Гриндер — один из основателей нейролингвистического программирования — «наше бессознательное талантливо, когда оно хорошо организовано». Характер самоорганизации определяется особенностями внутреннего диалога, который мы постоянно ведём сами с собой. «Человек — единственное живое существо, которое разговаривает с собой. На протяжении всего дня вы постоянно разговариваете сами с собой и собираете информацию об окружающей действительности. Вы действуете точно так же, как программист, вносящий информацию в компьютер, за одним только исключением: вы и программист, и компьютер одновременно. Ваши пять чувств осуществляют программирование, и если вы смотрите на вещи неправильно, то теряете связь с реальностью и начинаете видеть мир лишь таким, каким хотите его видеть» (Энтони Роббинс, Секреты уверенности в себе).
Следует говорить об обязательных требований к качеству нашего внутреннего диалога как механизма самоорганизации и организации конгруэнтных, согласованных взаимоотношений человека с миром. На мой взгляд таких требований два: утвердительность и содержательность. То есть для того, чтобы наш внутренний диалог выполнял функцию согласования человека с самим собой и с миром, — обеспечивал его конгруэнтность, он должен иметь свойства утвердительности и содержательности. Однако об этом — в следующем номере нашей газеты.