Многие люди думают, что знают, как правильно жить. Или, точнее, они знают правила, по которым каждому следует жить. Они получили хорошее воспитание. Вместе с «хорошими манерами» они усвоили и представления том, что есть хорошо, а что плохо. И поэтому теперь каждый из них считает себя вправе «учить, как жить» или «учить уму-разуму» других людей (прежде всего своих близких). И тогда, то, что «есть хорошо», — это то, что должно быть. Понятно тогда что, того, что «не есть хорошо» быть не должно. И когда человек сталкивается с тем, что существует как факт, но быть не должно, у него возникает негативная эмоция.
К примеру, юная особа считает, что её молодой человек не должен уделять внимание другим девушкам, поскольку любит её. И если она вдруг обнаружит, что он открыто и доброжелательно общается с какой-то другой девушкой, то это может вызвать эмоцию ревности. Эта эмоция возникнет обязательно только в том случае, когда она в его поведении увидит (или вообразит! – не важно) то, «чего он делать не должен».
Если Вы, уважаемый читатель, следите за логикой изложения материала по управлению эмоциями, то, наверное, уже догадались о том, что сейчас речь идет как раз о природе мыслей-оценок. В прошлом номере я писал о том, что главной причиной возникновения негативных эмоций и состояний являются негативные мысли и оценки ситуаций, в которых возникают трудности. Это специфическое содержание нашего мышления я называю мысли-оценки.
Я считаю, что мышление в категориях «должен – не должен» является самым главным условием возникновения любой негативной эмоции. Потому что именно такой тип мышления приводит к мыслям-оценкам. Вина возникает, если человек считает, что он делает то, чего делать не должен; тревога – если человек не уверен в том, что не произойдёт то, что не должно произойти; обида – если человек полагает, что с ним поступили так, как не должны были бы поступать; печаль – когда нечто, что есть, должно быть лучше. Разочарование состоит в том, что что-то (или кто-то) уже не может быть тем, чем должно (или должен) быть.
Негативная эмоция фиксирует в разных вариантах момент несоответствия должного и фактического. Получается, что при таком – ориентированном на должное – мышлении мы всё время как бы «ждём подвоха», (типа: сейчас-то всё нормально, но где гарантия, что при других обстоятельствах будет так же?). У такого человека сформирована готовность как бы заранее обижаться, злиться, тревожиться, печалиться или разочаровываться. А ведь, то, что мы ожидаем получить, чаще всего мы и получаем! Тогда говорят о склонности человека к тревожности, мнительности, капризности или обидчивости. Об этом говорят даже специалисты-психологи так, как если бы это были врождённые особенности характера (трусливый характер, тревожно-мнительный характер или ранимый характер).
На самом же деле всё как всегда значительно проще. Любые так называемые эмоциональные черты характера формируются, как это показано выше, на основании использования человеком механизма долженствования. И чтобы научиться управлять нашими эмоциями и сознательно осуществлять адекватный эмоциональный выбор, необходимо овладеть и управлять процессом долженствования.
Для овладения процессом и механизмом долженствования важно ответить на два вопроса. Первый вопрос: что сейчас происходит со мной (каков смысл в том, что я сейчас делаю и чувствую и о чём я сейчас думаю). И второй вопрос: что я сейчас должен делать, чувствовать, и о чём мне следует для этого думать. Фактически это означает замену правил. В первом случае (в случая появления мыслей-оценок и негативных эмоций) правила формулируются в русле несоответствия фактического должному. Типа: «Что ты не должен делать, но делаешь?» или «Что должно быть, но ты его не имеешь?». Теперь вопросы звучат несколько иначе. Оцените разницу: «Что ты должен понять, чтобы изменить то, что с тобой происходит (когда ты злишься, обижаешься или тревожишься)?» или «Почему это обязательно всегда и во всех случаях должно происходить?».
Эти вопросы являются вопросами «второго порядка», то есть вопросами, которые заставляют думать. Внутренний процесс, который заставляет думать, есть мета процесс, — мета мышление. Суть мета мышления состоит в организации субъектом своего мышления и восприятия для понимания и решения задач, которые возникают в трудных ситуациях. Если человек не использует возможности мета мышления, то неизбежные для трудных ситуаций негативные эмоции поглощают его и он начинает жить этими эмоциями (их переживать). На мой взгляд, у каждого из нас есть только две возможности и, как говорится, третьего не дано. Либо мы позволяем негативным эмоциям захватить нас, либо мы включаемся и начинаем думать о том, что же заставляет нас переживать. Получается, что каждый, кто собирается овладеть навыком управления собственными эмоциями, должен быть компетентным в том, что заставляет его переживать трудности, и что заставляет его конструктивно думать.
В процесс мышления нас включают вопросы. Качество вопросов определяет и качество мышления. Поскольку предметом нашего мышления о самоорганизации и управления своими эмоциями являются особенности долженствования, то главным вопросом будет следующий: «каким должно быть мышление человека, чтобы трудная для него ситуация воспринималась как творческая задача?». Когда люди думают о трудностях не как о препятствиях, а как о знаках своих возможностей, тогда они ориентируют себя на достижение результатов. Негативным эмоциям как содержанию жизни места не остаётся. Переживать эмоционально свои трудности вместо того, чтобы, пользуясь ими как ориентирами, находить решения становится неинтересно.