Для любого живого существа важно проявлять и реализовывать свою природу. В этом – суть самой жизни индивида: потребности, задатки и инстинкты – опыт в целом даны природой для использования. Всё, чем мы располагаем как живое существо, должно использоваться в жизни. И всё, чем мы располагаем как живое существо – есть жизненный потенциал! Потенциал должен реализовываться. Важно понять, что то, как мы себя реализуем, есть либо благо, либо есть нечто, прямо или косвенно его отрицающее. Проблема использования (реализации, самореализации) «заложенного потенциала» далеко не такая простая, как кажется. Я полагаю, что эта проблема напрямую коррелирует с такой категорией как «счастье». «Счастье» — это чисто человеческое явление, никак не сводимое к биологическому комфорту животного.
Подробнее...
Существенной особенностью любой психологической проблемы является наличие симптоматики. Симптом можно охарактеризовать как страдание человека – как состояние неприятное и даже болезненное. Страдание – комплексный феномен, отражающий суть проблемы как момента эволюции человека. Понимание психологической проблемы как эволюционного феномена для психотерапии является достаточно новым. Если же говорить о медицинской модели в психотерапии, то традиционно психологическая проблема рассматривается как момент патологии, — неадекватности и «неисправности».
Подробнее...
При помощи слов и речевых предложений каждый из нас может выразить разные мысли. Наши слова и речь в целом являются своеобразной формой – сосудом, который мы наполняем важным для нас содержанием – смыслом. Люди понимают друг друга, когда им понятны смыслы – идеи, которые содержатся в формах нашей речи в коммуникации.
Оформление мыслей в речи так, чтобы они были понятны собеседнику – важная задача в общении. Тем не менее, многие думают, что нет ничего проще, чем выражать свои мысли. Ан нет, — очень часто у нас вместо реального понимания появляется иллюзия понимания собеседника. Но если нет понимания, — нет и эффективности.
Подробнее...
Люди в своей профессии подразделяются на два неравных класса: класс мастеров и класс компетентных (или не очень компетентных) исполнителей. И третьего не дано! Нельзя быть «немножко мастером»: мастер либо есть, либо его нет. «Да» или «нет», — есть истинные слова, а всё остальное – от лукавого (Библия).
Подробнее...
Вопрос может показаться весьма странным. Для оптимиста – это естественно, радоваться жизни в каждый подходящий момент, а для пессимиста – это вопрос смысла – «а зачем?». Действительно, зачем? Способность радоваться – врождённое свойство человека. Детям свойственно радоваться жизни, для них это так же естественно, как и дышать. Играть, веселиться, забавляться, смеяться характерно для беззаботного детства. Особенно дошкольного. Мир, который открывается и познаётся (моделируется) в детской радости, прекрасен. Можно смело утверждать, что способность взрослого человека к творческому открытию нового базируется на опыте детской радости и свободы.
Подробнее...