Существенной особенностью любой психологической проблемы является наличие симптоматики. Симптом можно охарактеризовать как страдание человека – как состояние неприятное и даже болезненное. Страдание – комплексный феномен, отражающий суть проблемы как момента эволюции человека. Понимание психологической проблемы как эволюционного феномена для психотерапии является достаточно новым. Если же говорить о медицинской модели в психотерапии, то традиционно психологическая проблема рассматривается как момент патологии, — неадекватности и «неисправности».
Мне представляется, что реальная природа психологической – да и соматической проблемы тоже состоит в том, что проблема есть эволюционное требование нашего бессознательного изменить имеющееся положение дел. Во всех случаях требование изменить означает улучшить – то есть внести новое качество жизни в проблемный контекст.
Симптоматика страдания как раз и является своеобразным императивом нашего бессознательного к изменению и улучшению. Страдание в проблеме есть форма категорического несогласия с обстоятельствами проблемного контекста и фиксированным способом функционирования субъекта. Субъект страдания, переживая неприятные эмоции и боль, оказывается заложником собственного бессознательного, его жертвой. От него собственным бессознательным требуется безотлагательного осуществления действий по преобразованию ситуации. Но смысл и характер требуемого поведения для него скрыт, зашифрован в своеобразном языке страдания.
Мне представляется, что задача любого современного психотерапевтического метода заключается именно в дешифровке языка страдания проблемы и получения для субъекта открытого и ясного эволюционного послания от бессознательного. Следует утверждать, что компетентность и мастерство психотерапевта также состоит прежде всего в расшифровке и использовании этого послания.
В системе моего авторского метода «Генеративная психотерапия» я предлагаю в силу вышеназванных соображений использовать термин «тестовая ситуация» вместо понятия «психологическая проблема». Тем самым я хочу подчеркнуть наличие фактора вызова в любой проблемной ситуации. Проще говоря, в тестовой ситуации обнаруживается вызов ограничениям эволюции. И этот вызов совершенно естественно возникает в ответ на необходимость обретения субъектом нового качества ориентировки и поведения в той или иной жизненной ситуации. для развивающегося субъекта его жизнь проще не становится – она всё время усложняется. Усложнение – основное свойство эволюции. Но это как раз и означает, что про безмятежную жизнь можно забыть! «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» Экклезиаст (Эккл.1:18). Полагаю, что данная закономерность характеризует, прежде всего, ситуацию вызова, в которой перманентно оказывается субъект. Тестовые ситуации никогда не заканчиваются, а, более того, пребывают с каждым новым инсайтом и витком персональной эволюции субъекта. Жизнь как бы заботится о том, чтобы «она малиной не казалась» и всегда была пища для творческого ума – генеративного мышления.
Каждая тестовая ситуация характеризуется известной неготовностью человека адекватно ориентироваться и действовать конструктивно. Он оказывается не в состоянии действовать легко и адекватно в таких ситуациях, так как он сталкивается с препятствием на пути к реализации своих замыслов. При этом у него на данный (тестовый) момент нет доступа к необходимым для преодоления возникшего препятствия ресурсам. Поэтому то состояние, в котором он оказывается каждый раз, когда возникает тестовый момент, эмоционально переживается как фрустрация, растерянность, раздражение, досада, бессилие, злость и т.п. И именно этот негативно эмоциональный компонент переживания субъектом тестового момента определяет такую ситуацию как трудную. Иначе говоря, трудность — это эмоциональное переживание человеком тестового момента.
Откуда же берутся тестовые моменты и соответствующие им трудности? Почему человек не может жить «легко и припеваючи» безо всяких трудностей? И может ли быть он счастлив, если он вынужден постоянно встречаться и переживать трудности в разных жизненных ситуациях? Эти далеко не праздные вопросы невольно возникают, когда задумываешься о психологической природе трудностей и их ролью в жизни человека. В контексте этого исследования, например, легко обнаружить глубинную связь между переживанием человеком трудностей и феноменом страдания. Научно-психологические, философские и практические выводы напрашиваются сами по себе….
Ответ на вопрос о причинах появления трудностей напрямую связан с природой тестового момента, обязательно возникающего в определённых закономерных условиях. Какова же природа тестового момента и тестовой ситуации? Суть тестового момента состоит в том, что попадая в тестовые ситуации, субъект каждый раз оказывается «застигнутым врасплох», не ориентируется и толком не знает что делать и как себя вести Тестовые моменты — явление закономерное в жизни каждого их нас. Причём, как бы ни был компетентен человек, каким бы обширным кругом знаний не обладал, всегда найдётся то, что он не знает и то. к чему он не готов. По этому поводу известно знаменитое высказывание великого Сократа: «Чем больше я знаю, тем больше я не знаю», иллюстрируемое его «кругом познания».
Итак, усложнение и трудность как характерная особенность тестовой ситуации и тестового момента (симптоматического переживания) есть неотъемлемое свойство и самой жизни развивающейся личности. Некоторые «оптимисты» даже шутят по этому поводу: «жизнь трудная, зато короткая». Надежда на «почивание на лаврах» оказывается несбыточной, а «покой нам только снится»…. Решая даже самую простую, казалось бы, психологическую проблему («завершая гештальт»), субъект невольно вступает на «путь усложнения структуры опыта и функционирования», на путь развития и самореализации.
Этот парадокс персональной эволюции («чем дальше, тем круче») – от «простого к сложному» — от симптоматики к самореализации сам по себе содержит явный намёк на наличие априорных аутентичных эволюционных схем-проектов. Неявная «предзаданность» структурных (конституциональных – во всех разновидностях физической, психологической, «энергетической» и др. конституции), функциональных и даже содержательных сторон опыта как бы изначально диктует характер и способы поведения человека от младенческого возраста до зрелости. Я называю этот вектор эволюционной силы системой аутентичного доминирования развития. Наряду с вектором неявной предзаданности в социализации личности действуют и много других сил. Проблему человека или его тестовую ситуацию составляет момент несоответствия состояния развития человека требованиям аутентичного проекта.
Наше бессознательное как бы «знает», в каких «параметрах» и в каком качестве должен быть актуальный опыт в тот или иной момент жизни, в той или иной ситуации. Страдание, как симптом проблемной ситуации есть момент несогласия бессознательного и момент притязания на аутентичность. Воспринимая проблемную ситуацию как тестовую, субъект автоматически вводит в своё намерение трудность, которую следует преодолеть и выйти на требуемые неявной аутентичной доминантой соответствующие критерии ориентировки и поведения в данной ситуации. И тогда субъектом тест пройден, новые формы присвоены – эволюционный виток осуществился. Человек успешен, силён и счастлив: справился с задачей. Но надолго ли? На очереди – следующий вызов. Интересный вопрос: кто его — вызов – поставил в эту странную очередь и как вообще он там оказался?