Сомнения, как убийцы Внутренней Силы.. или «отрицание отрицания»

К силе следует относиться с уважением. Сила – это нечто безусловное. Это самый главный аргумент и самая большая ценность, если разобраться в этом по существу. И это, прежде всего, справедливо и по отношению к личной силе человека.

Сила – это не просто метафора, это реальное явление. Надо полагать, что это явление семантически родственное феномену самой жизни. Это нечто, что делает саму жизнь возможной как биологический факт, а саму жизнь индивида – более богатой и содержательной. То есть – это буквально «жизненная сила».

Однако, вокруг данной темы много тайн, что делает её мистичной. Любая мистификация – есть отражение парадокса: любопытства и интереса, с одной стороны, и непостижимости и даже страха – с другой. И это обстоятельство становится препятствием для познания и использования в личной жизни феномена личной силы.

Люди интуитивно улавливают феномен личной силы и связывают это с магическими возможностями.

    «Сила внутри нас» — Луиза Хей — как возможность исцеления от страшных болезней;

    «Сила власти» — Альфред Адлер — как возможность обретения могущества, подчинения своей воле других;

    «Знание – сила» — как возможность приручения внешних сил посредством овладения и использования закономерностей их организации и функционирования;

    «И наша дружба, и наша нежность сильнее страсти, больше, чем любовь…» — как возможность обретения силы большей ценности для внутренней гармонии…

   «Сила есть – ума не надо» — парадоксальная оценка преимуществ силы более низкого порядка (физической силы над интеллектуальной) как самодостаточной, чтобы жить припеваючи («блаженны нищие духом»…);

    «Сила женщины – в её слабости» — рефреминг смысла, указывающий на преимущества в возможностях некоторых сторон личности женщины, формально рассматриваемых как слабость (возможно, с позиции мужчин);

    «Не числом, так умением…» — А.Суворов — как возможности, открывающиеся с использованием более тонкой организации (дела, индивида, личности, сообщества…)…

Можно привести ещё массу свидетельств, утверждений о силе как о важном явлении для личности, как о важной личной ценности. Но что же здесь во всех этих утверждениях общего? Общее во всех утверждения о силе то, что предполагается наличие потенциала, делающего нечто возможное – реальным! И это нечто само по себе очень важно, существенно, необходимо для каждого человека. То есть это – здоровье, бытие хозяином, субъектом, властелином собственной жизни, созидателем, творцом, мастером…

С известной долей условности можно говорить, что ценность личной силы заключается в реальной власти над обстоятельствами, людьми, самим собой для полноценной и осмысленной жизни. Таким образом, личная сила – это некое мета свойство личности: наличие самой возможности преобразования имеющихся у человека возможностей в реальность.

Личная сила человека – это актуальный потенциал преобразования внешней или внутренней реальности, проявляющий себя в определённых состояниях человека. Следует говорить осостояниях личной силы. Мы никак не можем узнать о личной силе конкретного человека (или себя самого), не прибегая к анализу его основных жизненных состояний. И это даёт ключи для практического исследования, развития и использования феномена личной силы.

Состояние личной силы самоценно. Тогда возникает вопрос о том, можно ли обретать, тренировать или накапливать личную силу? Что следует делать, чтобы быть в контакте с собственной личной силой, то есть систематически получать доступ к состояниям личной силы и проживать жизнь из этих состояний? Соответственно, очень важно при этом ответить на вопрос и о том, при каких условиях мы теряем силу и оказываемся совсем не там, где следует быть, и проживаем жизнь не так, как хотелось бы. Если у нас есть ответ на второй вопрос, то становится понятен и ответ на первый вопрос.

Я полагаю, что человек теряет силу, когда он начинает сомневаться и перестаёт верить в себя. Сомнение очень часто означает отсутствие опоры, зыбкость и неубедительность, — неуверенность.

Людям свойственно сомневаться. Это так же естественно, как и мыслить. Известный французский философ Рене де Карт даже поставил сомнение на первое место среди показателей способности человека к мышлению: «я не могу сомневаться только в том, что я сомневаюсь». Его знаменитому «мыслю, значит, существую» вот уже более трёх веков!

Однако мышление наше порой играет с нами в прятки!

Что же такое сомнение?

    неуверенность в знании чего-либо (отсутствие доступа к информации: я не знаю, что я это знаю);

   неуверенность в правильности оценки (отсутствие доступа к собственным критериям: я не знаю, правильно ли это)?

    неуверенность в собственных силах (отсутствие доступа к собственным ресурсам в определённой ситуации: я не знаю, справлюсь ли я);

Сомнение есть процесс вероятностного прогнозирования факта, оценки (отношения), или собственных возможностей в определённой ситуации выбора.

Эта ситуация выбора есть ситуация значимая для человека, и поэтому требует определиться (со знанием, отношением, субъектностью). То есть занять определённую позицию!

Сомнение как процесс есть критический внутренний диалог, в основе которого лежит имплицитный ключевой вопрос:

    А в порядке ли я?

    Хорошо ли я выгляжу?

    Принимают ли меня?

    Любят ли меня?

    Всё ли я контролирую? Всё ли под моим контролем?

    Правильно ли я поступаю?

    Всё ли я сделал? Ничего не упустил?

    А в безопасности ли я?

    А будет ли мне комфортно?

Ключевой вопрос – это своеобразный «ключ», который запускает – включает — процесс сомнения и соответствующие переживания (неуверенности, нерешительности, несостоятельности…). Попробуйте, уважаемый читатель, конструктивно ответить хотя бы на один из приведенных выше ключевых вопросов. Может быть, для вас окажется откровением то, что на такие вопросы не существует ответов! Сама постановка ключевого вопроса предполагает ответ из двух равновероятных, но прямо противоположных вариантов. Ситуация напоминает анекдотическую, хотя и печальную историю о Буридановом осле, который умер с голоду, но так и не смог сделать правильный выбор между одинаковыми стогами сена, так как находился ровно посередине.

Почему человек сомневается? Почему сомнение зачастую остаётся неразрешённым и переходит в устойчивые состояния сомнения и даже в черты характера как общие свойства личности (мнительность, тревожность, подозрительность, застенчивость, ревность)?

Акт сомнения как мыслительного процесса означает, что некоторое содержание, которое является предметом нашего внимания, в силу значимости той или иной ситуации, не может быть однозначно определено как понятие (как это называется), как оценка (как к этому относиться) или как возможность (каковы наши ресурсы). То есть налицо некоторый дефицит информации. Поэтому важнейшим фактором превращения процесса сомнения в состояние сомнения является сохраняющийся дефицит информации.

Получается, что сам факт сомнения, по сути, представляет собой некое равновесное состояние между двумя противоположными, но равновероятными возможностями. Положительный вариант не вдохновляет, поскольку с такой же вероятностью возможен негативный и нежелательный исход. Но зато наличие возможности негативного варианта заставляет человека сильно это эмоционально переживать, несмотря на такую же вероятность варианта положительного. Для вдохновения и радости нужна стопроцентная вероятность желаемого результата! Поэтому сомнение никогда не было «приятным занятием».

Сомнение в силу его двойственности (со-мнения) и неоднозначности, неопределённости являетсямощным фактором потери личной силы человека, поскольку дезориентирует и тем самым иммобилизует его в значимых – тестовых – ситуациях. Очень важно отдавать себе отчёт в том, что это так называемое равновесное состояние противоположностей – есть реальный внутренний конфликт. К примеру, в состоянии ревности начинают сомневаться в верности близкого человека. Никакие вполне резонные аргументы и увещевания не принимаются во внимание, поскольку «теоретически вероятность измены существует». Налицо конфликт между той частью личности ревнивца, которая допускает возможность измены, и той, которая считает это абсолютно недопустимым.

Получается, что в сомнении всё внимание и вся энергия уходит на внутреннюю борьбу этих личностных структур. Информация игнорируется, информационный дефицит превращается в информационный вакуум. Человек оказывается в ловушке таких двойственных тенденций, которые не позволяют прийти к какому бы то ни было решению. Образно говоря, сомнение – это «замороженный» процесс принятия решения.

Счастья, однако, такое «зависание», естественно, не добавляет, — каково проживать жизнь в состоянии актуальных, но непрянятых решений? Участь добровольного страдальца или закамуфлированный мазохизм? Каков же выход? Эти внутренние «двойные завязки» легко разрушаются и человек обретает смыслы и перспективы, если поймёт, что сомнение – это его «собственное произведение». Человек в равной степени несёт личную ответственность как за сомнение, так и за решение. И за стоящую за этим личную силу.

Главное, что следует затем сделать, это начать креативный мыслительный процесс. Как я писал раньше в «ЗЛ», нужно перестать беспокоиться и начать думать. Здесь же важно поставить под сомнение само сомнение! Такого рода задача осуществляется при помощи следующих вопросов:

    Откуда вы знаете, что Вы сомневаетесь?

    Что является предметом сомнения?

    В чём Вы конкретно сомневаетесь?

    Что происходит с Вами, когда Вы сомневаетесь?

    Как именно Вы сомневаетесь?

    Что заставляет Вас сомневаться?

    Насколько обоснованно Ваше сомнение?

    Кем Вы себя ощущаете, когда продолжаете сомневаться?

    Каковы обстоятельства Вашего сомнения?

    В чём смысл того, что Вы сомневаетесь?

    Когда Вы сомневаетесь, то чего Вы хотите?

    Ради чего Вы сомневаетесь?

    Что является причиной Ваших сомнений?

    Кому выгодно, чтобы в этой ситуации Вы сомневались?

    Что даёт Вам Ваше сомнение?

    От кого зависит разрешение Ваших сомнений?

    Что должно измениться, чтобы разрешились Ваши сомнения?

    Что останавливает Вас от принятия решения?

    Что мешает Вам быть уверенным вместо сомнения?

    Что произойдёт через определённое время, если Вы будете продолжать сомневаться?

    Как Вы знаете, что пора прекращать сомневаться?

    Что необходимо Вам, чтобы разрешить Ваши сомнения?

Мета сомнение – сомнение о поводу сомнения – в соответствии с диалектическим законом «отрицания отрицания» выводит нас на позитивные формы мышления и тем самым разрушает сомнение и открывает путь к личной силе. Тогда практически оказывается возможным процесс принятия решения, который был «заморожен» в сомнении. Человек прекращает изнурительную и бессмысленную внутреннюю борьбу. Он не просто перестаёт сомневаться, — он обретает понимание ценности своих сторон личности, конфликт которых забирал у него энергию и силы. То есть попросту использует сомнение для личностного развития.

vk ok