Это касается не только профессиональной, но и повседневной личной жизни. Так сказать, «повседневное творчество». Как известно, человек начинает творить поневоле, когда ему лень что-то делать. И тогда он начинает воплощать в жизнь «принцип экономии усилий»: как минимальными средствами достичь максимального результата. Именно так, к примеру, был изобретён водопровод, механическая (водяная и ветряная) мельница, лук со стрелами и многие прочие очень полезные предметы. Осмелюсь предположить, что и изобретение колеса (а может быть даже и приспособлений для добывания огня!) также обязаны своим появлением лени.
Творческих гениальных лентяев, однако, ничтожный процент в общей массе граждан, не желающих себя утруждать. Настоящих бездельников, — тех, кому не нравится никакая работа в принципе, будет побольше. Конечно, вряд ли найдутся люди, которым нравится рутинная работа. Это естественно — таким образом относиться к рутине. Если в чём-то человек не видит интереса, но должен этим заниматься, то это вызывает апатию. И тогда у него появляются варианты: либо перестать заниматься рутинным делом, либо всё-таки обнаружить в этом деле интерес для себя.
Большинство, естественно, демонстрирует реакцию избегания рутинных занятий. Потому что так проще и привычнее. Собственно говоря, лень – это и есть реакция избегания. Но, оказывается, что «убежать» как раз и не получается. На деле оказывается, что стремясь избежать рутины, люди оказываются в ловушке бесцельности и скуки. Это универсальный закон — «от рутины к скуке». И тогда во многом справедливым оказывается предположение, что «ленивый человек – скучный и неинтересный человек». Избегая того, что ты делать должен, ты ничего не выигрываешь.
«Творческие ленивцы» — те, кто нашёл свой интерес в рутинном деле. Это действительно счастливые люди. И тогда любопытно было бы обнаружить приёмы, как же именно им удаётся превратить рутину в творческий процесс. Моделируя стратегии таких людей, мне удалось выделить основной психологический приём, которым они автоматически пользуются во всех рутинных ситуациях. Как только они оказываются в контексте рутинной ситуации, у них спонтанно возникает вопрос типа: «Что здесь может быть для меня интересного?». Или же вопрос типа: «А как я здесь себя могу поразвлечь?». Такие вопросы немедленно запускают исследовательский поиск и предупреждают возникновение скуки.
Лень лени рознь. Как это ни парадоксально прозвучит, но лень – это особый вид деятельности. Лень – это активность безделья. То есть человек, который ленится, — он тем самым что-то делает или стремится делать для себя важное, ценное. Любая форма лени имеет свои смыслы и свои результаты. Мои многочисленные исследования различных терапевтических случаев показывают, что неконструктивная лень (скука, апатия и безделье) всегда возникает как необходимая и неосознаваемая реакция нашей психики на чрезмерную ответственность. Чрезмерная ответственность практически всегда связана с долженствованием и контролем, — когда люди превращаются в роботы, заложники своей работы.
Наглядным примером может быть личность современного российского бизнесмена, которая поглощена его бизнесом. Я всё чаще и чаще имею дело с запросом деловых людей, которые ко мне обращаются за психологической помощью помочь им вернуть интерес к своему бизнесу, а иногда и к жизни в целом. И, как правило, это первые лица — руководители организаций. Главная жалоба этих людей – им скучно. Скучно, так как бизнес превратился в рутинное дело, поглощающее все силы. Бизнес стал монстром, которого он сам – предприимчивый человек – породил и с которым теперь ему приходится уживаться. И тогда приходит на выручку лень, которая по факту безделия (пусть тоскливого и скучного – это сути не меняет) выдергивает из деловой активности, заставляет остановиться и подталкивает к переосмыслению и переоценке профессиональных и жизненных ценностей.
Когда мы анализируем подобные ситуации, то практически всегда обнаруживается одна интереснейшая особенность: суть её состоит в том, что предприимчивые люди (или тип людей, которых называют «трудоголики») не просто не ценят отдых. Они не просто отдают предпочтение своей работе, — они реально не умеют отдыхать! То есть, у многих из этих людей в их опыте попросту нет моделей отдыха, — они не знают что это такое! Для многих отдых – это тоже работа. Это утомительно и поэтому они прибегают не к отдыху, как таковому, а «отходняку» от работы- пассивным формам лежания на диване (с телевизором, когда не требуется никакого интеллектуального напряжения…).
Отдых и «отходняк» — это все-таки разные виды активности, разные цели, смыслы и результаты. Цель «отходняка» — переключиться, сбросить рабочую (зачастую уже невротическую) усталость. Результатом – расслабленность, спокойствие и лёгкость, способность к радостям домашнего контекста. Целью же отдыха – получение новых впечатлений, телесный «кайф», удовольствие от процесса, который напрямую никак (!) не связан с работой. Проще говоря, качественный отдых (в том числе и отдых от работы) возможен только в вовлечении человека в принципиально иные (чем работа) формы активности.
Лень – это эрзац, — то есть заменитель отдыха. Лень никогда не была источником радости и подлинного удовольствии. Если человек в безделии испытывает удовольствие, — так называемый сенсорный транс, то такое безделие не является ленью. Но, уважаемый читатель, как Вы считаете, долго ли можно испытывать телесную радость («сенсорный кайф») ничего не делая при этом и для этого? Наверное, это уже какой-то другой вид активности, деятельности, которая убирает стресс. Некоторые люди путают эту активность с ленью, и прибегаю по незнанию и по привычке всё-таки к лени. Они хотят найти там и свой «отходняк», и своё удовольствие. Так, конечно, проще и привычнее.
Позволить себе ничего не делать и при этом получать удовольствие может не каждый. Такая форма «лени» приятна и весьма полезна.