В настоящее время профессия психолога устойчиво занимает «призовое место» в рейтинге популярности. Среди других профессий уже более десяти лет подряд психология как будущий вид деятельности входит в первую тройку наиболее желанных дисциплин наряду с юриспруденцией и экономикой. Мне представляется, что именно популярность психологии надёжно характеризует систему ценностей молодых людей нашего времени. И в то же время, как это ни парадоксально, именно популярность психологии дает представление об особенностях проблематики не только отдельных молодых людей или социальных групп, но и нашего современного общества в целом.
Быть психологом престижно. Стать психологом важно для обретения личной силы и власти прежде всего над самим собой. Компетентность в области теоретической и практической психологии необходима для личностной эволюции и психологической помощи людям. Как бы то ни было, если ты способен оказывать грамотную помощь другим людям, то это, конечно же, весьма и весьма важно и для собственной стабильности и ощущения личностного благополучия. Дефицит личностной стабильности и личной силы трансформируется у многих молодых людей в устойчивое желание обрести власть и могущество над самим собой и другими.
«Личная мотивация», доминирующая в стремлении молодого человека обрести профессию психолога, является мощнейшим фильтром в овладении данной специальностью. И именно это обстоятельство самым серьёзным образом отличает обучение психологии от обучения любой другой профессии. Личностная заинтересованность и личностная избирательность делают обучение в значительной мере субъективированным.
Подчёркивая эту выразительную особенность обучения профессии психолога, я провожу идею о том, что для достижения реальных успехов в профессии молодому специалисту крайне важно уже буквально с первых шагов начать процесс «ресубъективизации». Важно в работе психолога как можно скорее научиться ориентироваться на объективные закономерности в организации опыта и поведении других людей, нуждающихся в психологических услугах (помощь, коррекция, коучинг и пр.). И тем самым преодолеть ограничения обучения профессии. Молодому психологу надлежит преодолеть так называемый «комплекс компетентности».
Этот «комплекс» формируется в процессе обучения специальности путём своеобразного «насыщения» студента-психолога теоретическими сведениями. Те личностные мотивационные установки, которые в первую очередь выражали собственную личностную проблемность, оказываются главными смыслообразующими факторами профессионально — психологического образования студентов психологических специальностей. Студенту — психологу невдомёк, что обучение на психологическом факультете или отделении никак не решает его личностные проблемы.
Тем не менее у выпускника создаётся впечатление о том, что хороший теоретический базис — есть залог его личностного и профессионального благополучия и роста. Но, увы, разочарование не заставляет себя слишком долго ждать. Молодой психолог, стремящийся работать по специальности, сталкивается с тем, что он «ничего не может»! Он, даже имея хорошее столичное образование, оказывается не в состоянии ответить на запросы о психологической помощи. Самое противное в этой ситуации, прежде всего, то, что он не в состоянии помочь и себе самому в тех ситуациях, которые, казалось бы, остались в прошлом в силу обучения.
Никому из реальных специалистов психологов не удавалось обойти этот период профессионализации и, я бы так сказал, профессиональной социализации личности. Полагаю, что именно у психологов данное противоречие между высокой теоретической компетентностью и крайней неготовностью к практической деятельности выражено наиболее сильно. Сила этого противоречия настолько велика, что буквально «раскалывает» на части профессиональное мировоззрение и заставляет панически искать способы восстановления целостности и способы обретения профессиональной состоятельности.
Не многие остаются в профессии чуть более чем через пару лет. Большинство выпускников, столкнувшись с этим интенсивным кризисом начала пути, толком не понимают, что с ними происходит, и не выдерживают напряжения. Разочарование очень часто у таких людей означает смену (деятельности или партнёра) и неизбежный уход. Получается весьма странная картина: несмотря на колоссальную и не уменьшающуюся популярность психологии для абитуриентов, дающую основание надеяться на «массовость» психологии как на профессии, реально работающих в этой профессии остаются единицы.
И тогда, кто же эти «избранные»? У меня, уважаемые читатели, есть ответ, который может очень удивить вас. Наблюдения за этими энтузиастами приводят меня к следующим выводам. Главный из них звучит примерно так: остаются работать и профессионально расти те выпускники, которые на первых порах верят в свой комплекс компетентности. То есть несмотря на очевидность указанного выше противоречия между компетентностью и практической пользой, они продолжают ориентироваться на «компетентность». Они находят исключительно привилегированным своё положение психолога.
Второй вывод, дополняющий первый, состоит в том, что, стремясь опираться на теоретический базис фундаментальной вузовской подготовки, эти люди на практике осваивают её эмпирическое приложение. То есть у них формируется новый уровень мощнейшей мотивации овладения практическими умениями и навыками. Человек с комплексом компетентности и личностной исключительности не может позволить себе «поражение» и оказаться профессионально несостоятельным. Образно говоря, такие молодые специалисты самостоятельно продолжают учиться и тем самым находить на практике справедливость теоретических положений.
Надо сказать, что расхождение между теорией и практикой существует в любой отрасли знания. Это, к примеру, есть и в физике (теоретическая и прикладная физика), и в химии, и в биологии и др. науках. Но именно в психологии справедливость высказывания, что ценность хорошей теории в её практическом использовании требует упорного и длительного доказательства. Молодые специалисты-психологи должны этот длительный и трудный путь пройти, чтобы не отбросить, но преодолеть этот комплекс компетентности и обрести реальную компетентность.
Обретение реальной компетентности и мастерства в профессии оказывается возможным благодаря «переоткрытию» в практике оказания психологической помощи людям теоретических положений вузовской фундаментальной подготовки. То есть этот процесс познания в большей степени «индуктивен», — через частное в практике к теоретическим обобщениям. Только так — путём эмпирического обобщения психолог приходит к тем знаниям, которые когда-то сообщались ему в вузе. Только теперь это уже есть свидетельство зрелости личности и высокого качества профессиональной деятельности. И только в этом случае первоначальное стремление абитуриента обрести себя, личностную состоятельность и личную силу наконец-то полностью осуществляется. Долгий путь в профессию вознаграждается сполна.