Речь идёт о реальной нужности, полезности — значимости человека. Эти категории весьма ценны для каждого: никто не может быть счастливым, если он не нужен, бесполезен и тем самым не важен. Психологи и философы, занимаясь проблемами экзистенциального одиночества, отмечают это состояние души как крайне тяжёлое для личности и связывают его с темой потери смысла.
На мой взгляд, сам механизм потери смысла персональной жизни и тяжёлые экзистенциальные переживания напрямую связаны с самоопределением личности по шкалам «полезность — бесполезность», «востребованность — невостребованность», «значимость — незначимость» собственной роли и личности человека для других людей.
Дело вовсе не в самооценке. Cама возможность быть счастливым напрямую связывается с позволением себе благодати и радости бытия. Сам же момент такого позволения есть функция осознания себя как человека значимого — полезного и нужного другим людям, обществу. Надо сказать, что такое понимание собственной значимости как полезности и нужности другим людям есть критерий личностной зрелости.
Для ребёнка ощущение собственной значимости и тем самым персонального благополучия определяется тем, как другие (значимые) люди оценивают его. Априорность и безусловное принятие индивида этими людьми есть гарант его счастливого детства и выражается в высокой самооценке. Закладывающиеся в таком процессе любви и принятия ощущение надёжности и безмятежности бытия становится безусловным фундаментом адекватного самопринятия и аутентичности в будущем.
Понимание же собственной значимости как нужности и полезности для других приходит с осознанием собственной субъектности и своих возможностей. То есть такое понимание приходит с опытом преодолении трудностей и разочарований и является основным источником счастья или страдания. Чтобы получить «высокий рейтинг» и тем самым определить (и осознать) себя как человека нужного и полезного, нужно что-то делать нужное и полезное для других. Просто так «за красивые глазки» что-то реальное собой представлять уже будучи взрослым никак не получится. Реальную значимость — красоту, содержательность и полноту собственного достоинства нужно, оказывается, заслужить.
Этот, на первый взгляд, довольно суровый закон, проливает свет на роль и ответственность человека за свою жизнь. Суть его выражается в формулах «как аукнется, так и откликнется», «что посеешь, — то и пожнёшь» т.п. Об этом законе говорит знаменитый категорический императив великого немецкого философа Иммануила Канта: «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» или «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству».
Эта божественная (закономерная) роль в жизни каждого человека постулируется в библейской главной заповеди, высказанной Иисусом Христом: «Возлюби творца своего всем сердцем и разумом и ближнего своего как себя самого» (ср. Мк. 12,29-31; Мф. 22,36-40). Активная жизненная позиция человека реализует эти закономерности. В данном случае «человек активный» означает человек полезный и важный для общества. Характер такой активности и тем самым характер личностной значимости определяется уровнем контекста, составляющего границы и содержание активности. Смыслы активности и степень личностной значимости в каждом случае будут различны, если эта активность осуществляется преимущественно для самого себя, для с семьи, для коллектива, для профессионального сообщества, для страны, для человечества в целом.
«Причастность» личности к социальным системам различного уровня даёт представление о масштабе самой личности и уровне её социальной значимости. Все известные люди — это непременно те, кто внёс реальный и ощутимый вклад в процветание и благополучие (или наоборот) других. Глупо говорить о том, что значимость человека определяется тем, какой вклад он внёс в собственное процветание и благополучие, и даже в благополучие своей семьи. Глупо «стараться только для себя». Важно — благодаря чему и как именно он это смог сделать.
Иначе говоря, важно для личностного благополучия и развития то, какие именно предложения, приносящие пользу, человек сделал и продолжает делать! И что из этого он или теперь уже другие смогли воплотить на практике. Под предложением в данном случае следует понимать некую инициативу, открывающую новые возможности. Во всех остальных случаях человек уподобляется роботу — механическому исполнителю чужой воли.
Мне представляется, что главным «плодом трудов наших праведных» является доступная пониманию других людей идея (концепция), способная воплотиться на практике и принести реальную пользу. Осознание того, что ты являешься автором и разработчиком этой идеи (концепции) является реальным основанием для чувства самоценности и собственного достоинства. Идеи ведь не бывают для себя! Идеи, которые идут от тебя, предназначены для других. Природа идеи как раз и состоит в соединении людей. Это и единомышленники прежде всего, но также это и все потребители практической пользы от этой идеи. Понятно, почему творческий человек никогда не будет одиноким и несчастным.
Творческий человек продолжает себя в идеях, которые он способен родить, высказать и донести до понимания других. Получается, что «человек работает для других, но на себя!». Однако, характер труда (исполнительский прежде всего труд) и соответствующее отношение к самому себе (пресловутая «самооценка») может быть таковыми, что человек работает только на других («на дядю»). Тогда «для себя» никак не получается. Плоды такого труда — нищенская зарплата и такое же отношение к себе и низкая удовлетворённость работой, собой и жизнью в целом. Хотя изначальная мотивация и соответствующие ей соображения и планы были именно «заработать для себя».
Такого рода «заработная мотивация», если она становится главной в профессиональной деятельности, приводит к «коллапсу личностных смыслов» — к разочарованию в себе и крушению надежд. Нельзя работать на кого-то даже под самым благовидным предлогом (типа заработать, обеспечить). Можно работать только на самого себя. Это первая часть формулы личностного благополучия и счастья.
Вторая частъ этой формулы: нельзя (согласно вышеобозначенным закономерностям о единстве личной пользы и личностной значимости) работать для себя. Работать можно только для других. Реально это означает труд на самого себя со всеми вытекающими последствиями радости творчества и благодати. Когда эта формула человеку понятна и взята им для практического применения, то счастье как абстрактная категория для многих, для него (человека) становится конкретной и осязаемой реальностью.