КРАСОТА истинна. То есть она есть и проявление, и воплощение истины. Достоевский, когда ему это открылось, говорил о спасении красотой. В красоте имеется некая таинственная правильность формы. Всё случайное отринуто, а главное присутствует. Например, — скульптура из куска камня. И про красивую жизнь так следует понимать. Истинная жизнь — она и в состояниях самого человека, и в проявлениях (обстановке и в поступках) красива. Ибо соразмерена с закономерностями бытия.
Критерий красоты весьма уместен для понимания счастья человека. Человек счастливый трудится в поте лица своего именно для этого, — чтобы «отойти от лишнего и наносного» и сделать себя в красоте. Правда, разумение и чутье у каждого свое на правильность формы. И учиться этому — наипервейшая и благородная задача. НЛП как метод весьма хорош для этого. Правда, для людей думающих и работящих.
Красота подлинная — естественная и духовная по своей природе. Подделки её — это карикатуры, лишённые естественности и духовности. Подделки используют внешнее сходство с формой и ориентированы на достижение спекулятивных целей. В силу этого подделка изначально неконгруэнтна (ширпотреб типа «Барби», реклама, политическая пропаганда и пр.). Но причем здесь красота, когда мертвое за живое выдается?! Разница между красотой и ловко сделанной непотребностью для наивных такая же, как между творчеством и воровством.
Наивность, впрочем, ничем не лучше воровства. Важно осознавать личную ответственность перед неведением жизненных законов. Разве у Вас в том выбор: «быть съеденным или самому нападать?» Либо — либо? Когда перед человеком только в этом выбор, то предпочтение самоочевидно. Так конечно, тоже случается… В этом суть выживания, но не жизни человека. Маета — от альтернативы: «Быть или не быть». Если дело так обстоит, то человека легко соблазнить подделкой, ибо он в этой ложной альтернативе безгранично наивен. И для этого НЛП тоже лучше всего подойдет. Там про законы восприятия наивными известно в деталях.
Реальная же альтернатива: знаешь или нет. Или иначе: наивен или сведущ. Или еще проще: свободен или раб.
Красота не является рукотворной. Красота ОБЪЕКТИВНА! Рукотворно, то есть творчески, человек открывает красоту, и в красоте открывается сам. Чтобы правильно, грамотно (красиво) жить, нужно попотеть и попереживать. Коли что «не так». А как мы знаем, как «ТАК»? Только через тернии и догадки. А где догадки, и гипотезы наши «КАК»? Идеи правильности и гармонии?
Но вставши на путь невежества (якобы простоты, которая хуже воровства, иждивенчества или, скажем, властолюбия…), обыватель предпочитает упрощенную форму жизни. Стандартную. Творений у него мало, и он скучен (если все в порядке) и зверствует, ежели что-то этот его убогий порядок нарушает. Хотя у него может быть на полочках много разных безделушек красивых и бесполезных. Типа вазочек, слоников… К красоте жизненной (творящей) это отношения не имеет. За непозволение себе творчества он наказывается (самопроизвольно!) убогостью (примитивизмом и агрессивностью). Творить — стало быть — жить красиво.
В начале прошлого века, на заре экспериментальной психологии (то есть самостоятельной науки, а не подраздела философии) возникла гештальтпсихология. Были обнаружены закономерности целостности восприятия. В числе их и действительно загадочный закон «ПРАВИЛЬНОЙ ФОРМЫ» (геометрически правильной). Причём, это касалось не только особенностей человеческого восприятия внешних объектов, но и всех живых существ. Даже рыбы вырабатывали условные рефлексы быстрее на геометрически правильные формы! Выходит, такая способность предпочитать правильность и порядок в формах организации внешних объектов биологически целесообразна!
В НЛП, построенном на моделях деятельности успешных людей, и основные положения, и технический инструментарий как раз и представляют собой способ «выделения порядка из хаоса». Как мы мыслим, воспринимаем мир, так мы и живём! «Выделение порядка из хаоса» как раз и означает восхождение к красоте, изначально имеющей место быть в удачных и адаптивных моделях мира!
Право же, в этой функции нашего восприятия (упорядочивающей, собственно информационной — функции КАРТОГРАФИРОВАНИЯ) заключена тайна великая. Это магия. И, конечно же, «КАРТА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕРРИТОРИЕЙ»!
НЛП дальше этого не идёт и не ставит задачу раскрыть тайну восприятия. Просто принимается как наличное, как факт. И в зависимости от того, какова «карта», такова и жизнь… Задача — в обогащении «жизненных карт». О! В этом НЛП равных нет! Сугубо практическая задача, однако, не может не навевать трепетные и мистические мысли о присутствии в красоте точных карт, в этом изоморфизме структуры карты и территории влияния таинственного Высшего измерения, высших сил…
Тем не менее, напрашивается вопрос о связи «карты» и «территории». Почему «хорошие» карты лучше для ориентировки, чем «плохие»? В известном, конечно, надеюсь, и понятном смысле. Это уже вариант постановки основного вопроса философии! Что первично: «карта» или же «территория»? «Тональ или нагваль» (К.Кастанеда)? Или же — что практически то же самое: субъективное или объективное?
Структура связей между элементами карты и аспектами жизненной ситуации изоморфна. Качество живой ментальной карты отображает закономерные взаимоотношения среды (и, естественно, особенности характера взаимоотношения субъекта со средой). Качество жизни есть критерий точности карты. Такие явления и категории как качество, счастье и красота оказываются связанными в факторе «точной карты реальности»! Точность нашей картины мира естественна и красива. И в этом — её косвенное доказательство истинности: точные карты красивы, ибо отражают верные (подлинные) жизненные ценности и ориентиры.
Эпистемологический аспект НЛП характеризует заинтересованность специалиста в фактической информации о происходящем. Главной в этом является категория факта, а не самой объективной истины. Прежде всего, это напрямую относится к способности человека к саморефлексии. Осознание происходящего, способность человека обретать качественную обратную связь по отношению к реальным намерениям и целям — есть способность человека учиться. Учиться решать жизненные проблемы и задачи. И тем самым — развиваться (эволюционировать, самоактуализироваться…). Для этого важна ориентировка в закономерностях.
Закономерности функционирования нашего субъективного опыта не менее важны для адаптивной и творческой жизни, чем закономерности физические… Это, конечно, другой уровень эпистемологии — фактический. Факты — упрямая вещь. Хотя для некоторых (для которых их карта устроена так, что она же есть и «территория») упрямство фактов преодолимо легко. И это тоже факт. Про такое сказано в писании, что блаженны нищие духом, ибо их царствие небесное…
Красота и Картина Мира! Выделение Порядка из Хаоса…