АУТЕНТИЧНОСТЬ АМБИЦИОЗНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Феномен амбициозности личности весьма красноречиво характеризует человека. Амбициозность напрямую связывают с успехом. Успешные в социальном отношении люди – в подавляющем большинстве своём являются людьми амбициозными. Но, конечно же, далеко не все амбициозные люди успешны. Для успеха нужна амбициозность определённого качества. Этот тип амбициозности ещё называют «здоровой» — ярко выраженное стремление к достижениям в определённой социальной сфере органически сочетаемое с работоспособностью, настойчивостью и упорством. «Нездоровая» же амбициозность характеризуется потребительским отношением к людям, несформированной субъектностью и упрямством. В первом случае упорство – это последовательное движение к цели, а во втором – как раз наоборот – позиционирование собственной правоты и исключительности вне рамок какой бы то ни было целесообразности.

В любом случае амбициозность является специфической формой страсти. В основе такой страсти находится сверхважная идея, сообщающая мощную энергию мотивации соответствующего поведения и деятельности. «Интересно, что здоровую или нездоровую амбициозность человека можно выяснить, послушав, в какой форме он употребляет глаголы, когда говорит относительно своих достижений. По-настоящему амбициозные люди (в хорошем смысле этого слова) рассказывают о своих успехах, употребляя глаголы совершенного вида. Глаголы же несовершенного вида чаще указывают лишь на то, что человек только стоял рядом и имеет весьма отдалённое отношение к успеху, который пытается присвоить себе» (Анна Моисеенко, Амбиции – что это такое? – в ж.: TopAuthor.ru, раздел «Психология»).

В первом случае амбициозность является естественной или аутентичной формой страстной мотивации деятельности, направленной на реализацию этой идеи и тем самым достижения успеха. А во втором – амбициозность выступает как эрзац-форма, — форма своеобразной психологической защиты собственного «Эго» и организует, прежде всего, чрезвычайно активное поведение личности, направленное на позиционирование своего «превосходного Я» и практически не касается действий, направленных на реальные достижения. Примеры различий аутентичной и эрзац компенсаторной амбициозности легко можно найти в деятельности чиновников и политиков, учёных и научных работников. В меньшей степени в настоящее время такие различия наблюдаются среди руководителей собственного бизнеса. Ибо сама природа бизнеса как деятельности, направленной на получение прибыли, несопоставима с доминированием в структуре мотивации бизнесмена амбиций личного позиционирования.

Я утверждаю, что эти различия в амбициозности личности являются принципиальными. Они объясняют не только причины достижения или не достижения человеком социального успеха, но прежде всего самою возможность обретения им счастья в жизни. В силу этого мне представляется также принципиальной разница в понятиях «карьера» и «успех». Я рискну сделать заявление о том, что для карьериста реальный успех неважен! Реальный успех дарит радость сам по себе, в то время как карьерный рост имеет результатом социальную оценку «эксклюзивности», «уникальности», «талантливости», «избранности» карьериста по сравнению с другими. Как видим, результаты, и, стало быть, последствия для личности разные! Аутентичная форма амбициозности выражается в успехе как результате целенаправленной деятельности, а эрзац форма – в социальном статусе, как результате поведения карьериста по «продвижению» по вертикальной шкале его «социальной приемлемости».

Разные типы амбициозности требуют от личности развития и разных способностей и талантов. Аутентичная форма амбициозности задействует для своего воплощения в результатах деятельности соответствующие творческие способности и умения ценить достигнутое, следовать за своими интенциями (интенциональность). Амбициозность эрзац форм требует умения позиционировать себя («хорошо и правильно» выглядеть), льстить, «обходить на поворотах» других, «быть своевременно в нужном месте».

Надо сказать, что «страсть амбициозности» различна не только по формам функционирования и проявления, но и по своей природе системной организации. Прежде всего нужно отметить различия в уровне организации. В аутентичной форме амбициозность выражается в страстном и неукротимом желании творить и созидать ради открывшейся человеку и исключительной для него его Миссии и Предназначения. Само понимание реальной значительности Пользы для других, — для группы людей, для человечества в целом зажигает огонь страсти и создаёт базу для соответствующих амбиций. Эти амбиции, несмотря на персональную адресность, являются по сути трансперсональными!

В то же время эрзац амбиции, выражаясь в страсти к наживе, страсти к власти, страсти к «должности и положению» в обществе, по своей природе не выходят за пределы «Эго». В основе таких амбициозных страстей лежит компенсаторные мотивы «выбиться в люди – стать как все – стать лучше всех – стать единственным и посвящённым». Это, в общем-то, есть подростковая в лучшем случае мотивация. Поэтому, как это ни печально, но обществом руководят дети….

Ранее я отмечал органичную взаимосвязь и целостное единство аутентичности и интенциональности человека. Интенциональность личности организуется как система смыслов вокруг «сильной идеи». Сильная идея выражает и характеризует Миссию человека. Когда человек вдохновлён сильной идеей, то он находится в состоянии своей Миссии. Некоторые так и говорят: «Идея всей жизни!». Состояние Миссии, в котором реализуется сильная идея, непосредственно свидетельствует об аутентичности человека — о его подлинности. В то же время, будучи сугубо индивидуальным, это состояние в общем измерении наиболее полно выражает истинную природу человека. И это не просто игра

слов: аутентичность как подлинность, естественность, истинность…. Это даже буквально следует понимать: истинная природа человека обнаруживает себя в его стремлении к воплощении сильной идеи (открывшейся ему истины). И в этом состоянии есть его миссия, то есть его подлинность и естественность. И это же характеризует его интенциональность.

Амбициозность же следует рассматривать как необходимое условие реализации Предназначения и Миссии в условиях и сроках конкретной жизни человека. Это и есть тот самый «энергетический» базис высокоуспешного и счастливого человека. Амбиция в данном случае есть страстное желание субъекта воспользоваться открывшиеся для него интенциональным смыслом, реализовать его в действиях и тем самым осуществить акт самореализации.

Именно интуитивное и аутентичное предвосхищение момента самореализации и самоактуализации как точное и истинное знание заряжает личность амбициозной страстью. Амбиция персонального (а по сути – трансперсонального) истинного знания и исключительности питает энергией интенциональность и формирует творческий потенциал результативного действия .

Итак, мы фактически имеем дело с тремя системообразующими факторами в структуре реализации человеком своего «эволюционного проекта». Это аутентичность как система настроек на подлинность своей жизни, интенциональность как мотивационно-смысловая система направленности личности в область своей Миссии и Предназначенности и амбициозность как энергетическая основа жизнедеятельности человека, обеспечивающая его самоактуализацию и самореализацию. Пространство жизнедеятельности человека, описываемое этими осями координат, даёт нам полное представление о реальном состоянии его благополучия и счастья.

vk ok