СУТЬ ПСИХОТЕРАПИИ

Генеративность является главным феноменом любого процесса развития. Для человека на определённой стадии социализации становится закономерным управлять собственным развитием, используя потенциал генеративного мышления. Именно способность к генеративному мышлению становится показателем личностной зрелости. Зрелая личность опирается на генеративный потенциал творчества. Способность к генеративному мышлению оказывается возможной благодаря появлению на этапе личностной зрелости так называемых мета психических образований, таких как саморефлексия, самоорганизация, саморегуляция и т.п. Благодаря ним человек обретает статус генеративной личности, ориентированной на генеративные решения трудностей, естественным образом возникающих в тестовых ситуациях.

Исследование феномена генеративности как центрального явления личностного развития даёт возможность сделать некоторые важные для понимания сути психотерапевтического процесса выводы. Если принять во внимание то обстоятельство, что генеративность является своеобразным модусом зрелости личности человека, то становится понятной суть разнообразных трудностей и проблем человека. Любая психологическая проблематика возникает только в случае фиксации трудностей. Человек как бы систематически воспроизводит трудности, оказываясь в соответствующих тестовых ситуациях. Вместо того, чтобы осознать и принять вызов, человек в случае психологической проблемы переживает трудности по поводу неспособности сделать выбор и конструктивно действовать в тестовой для него ситуации. Такая фиксация трудностей, как теперь стало очевидным, возможна только по причине блокировки генеративной установки человека и, стало быть, невозможности генеративного мышления. Доминирование личностно незрелых то есть социально опосредованных биоцентрированных форм опыта человека в тестовых ситуациях парализуют его способность к конструктивному генеративному мышлению, что фактически останавливает процесс развития.

Суть психотерапии как раз и заключается в том, чтобы открыть для человека способность к генеративному мышлению в проблемных для него ситуациях. В свете сказанного перед психотерапевтом возникают следующие исследовательские задачи:

    определить характер отношения клиента к трудностям в целом и к актуальной проблемной ситуации в частности;

    понять характер субъектности клиента, его способность к самостоятельному, ответственному и конструктивному поведению;

    изучить опыт преодоления клиентом трудностей в подобных ситуациях;

    исследовать возможность актуализации генеративной установки в исходной проблемной ситуации;

    исследовать опыт и особенности генеративного мышления;

    определиться с возможностью формирования у клиента установки на генеративное понимание и поведение в актуальной проблемной ситуации;

    разобраться в процессах, заставляющих клиента следовать интенциям социально опосредованных биоцентрированных форм (соображения безопасности, комфорта, различного рода «вторичных выгод»);

    составить модель желаемого состояния клиента на основании изучения опыта переживания трудностей актуальной проблемной ситуации, и опираясь на мотивацию её изменения;

    создать в психотерапевтическом процессе условия для восприятия и апробирования клиентом модели собственного желаемого состояния.

Исследуя опыт успешного психотерапевтического взаимодействия, обнаруживается следующая закономерность. Поскольку клиент фиксирован на трудностях тестовой ситуации, он очень нуждается в генеративном мышлении, которое эту фиксацию снимает и выводит его на более высокий уровень личностного развития и более качественный уровень жизни. Парадокс в том, что при этом клиент менее всего способен к такому мышлению. И психотерапевт на этапе взаимодействия с клиентом практически берёт на себя заблокированную у клиента функцию генеративного мышления.

Генеративное мышление психотерапевта по основным тестовым моментам актуальной для клиента проблемной ситуации осуществляется в форме побуждений и предложений клиенту соответственно думать, чувствовать и действовать. Тем самым мы имеем в терапевтическом контексте известный вариант «зоны ближайшего развития» Л.С.Выготского. Аналогия с педагогическим руководством процесса развития здесь более чем уместна. Я утверждаю, что психотерапевтический процесс опирается на те же самые закономерности, что и педагогический. И в первом, и во втором случае мы имеем дело с трудностями и проблемными ситуациями. И в первом, и во втором случае во взаимодействии с Наставником трудности преобразуются в обстоятельства творческой постановки задачи и её генеративного решения. И в первом, и во втором случае человек становится и умнее и сильнее, а жизнь его — интереснее и богаче. Генеративная модель в психотерапии, предполагает для решения психологических проблем необходимость создания «зоны ближайшего развития». И именно поэтому эта модель наиболее полно выражает суть психотерапии как управления личностным развитием.

vk ok