Для ребёнка важно биологически вырасти, для взрослого — состояться как личность. Два эти процесса весьма важны для эволюции человека. Но если первый процесс происходит наверняка и гарантированно успешно, то второй — отнюдь не предзадан изначально самими тенденциями развития. Для того, чтобы состояться, нужно не просто занять «место в обществе» и «стать кем то». Место в системе социальных связей отнюдь не гарантирует личностной состоятельности. Зрелая личность и социальный статус человека — явления разные и хотя и связанные между собой: как правило состоятельность личности выражается в социальном положении и тем самым в социальном признании.
Тем не менее глубинный смысл обретения личностной состоятельности по большому счёту идентичен смыслу биологического взросления. Точно также как для биологического начала человека важно развернуть свой потенциал в структурах взрослого индивида, так и для личностного начала крайне необходимо обрести зрелые свойства, определяющие богатые возможности человека как общественного существа. Иначе говоря, в обоих случаях возможности должны обрести свои формы и стать реальностью. В целом же имеет смыл говорить о процессах актуализации и процессе самоактуализации (А. Маслоу).
Процесс самоактуализации направлен на раскрытие разнообразных и разноуровневых возможностей и как индивида, и как личности. Только благодаря процессу самоактуализации человек приближается к своей истинной природе. А. Маслоу говорил всего лишь о небольшом количестве так называемых самоактуализирующихся личностей в истории человечества. Это те люди, которым удалось гармонично развить себя во многих отношениях и достичь реальных социально значимых результатов.
Следует отметить тот факт, что те характеристики, которые отличают таких людей от всех остальных, сами по себе представляют собой системные образования, трансцендирующие многие исходные противоречия социализации. А. Маслоу приводит следующие свойства (характеристики) самоактуализирующихся личностей:
адекватное восприятие реальности;
принятие других людей «такими, какие они есть»;
спонтанность и нестандартность в поведении;
центрированность на внешних целях;
автономия и самодостаточность;
способность к наивному и полному переживанию простых радостей жизни;
пиковые переживания;
чувство причастности и родства и приязни к человеческому роду;
скромность и уважение к окружающим (демократический склад ума);
глубокие и высокоизбирательные межличностные отношения;
индивидуальная непротиворечивая философия и этика;
средства как цели или направленность на процесс (наслаждение «здесь и сейчас» процессом;
утонченное «философское» чувство юмора;
«наивная универсальная креативность» (маленьких детей) как доминанта восприятия любых ситуаций;
автономия и неидентифицированность с культурными традициями и нормами;
индивидуализированность и несовершенства с позиции общепринятых критериев;
нестандартизированная система ценностей, некатегоричность поведения в стандартных моральных ситуациях;
системное восприятие противоречий (разрешённость и непротиворечивая включённость противоположностей).
Если мы внимательно проанализируем каждую черту самоактуализирующейся
личности, то обнаружим не просто её системный и многоуровневый характер (что, естественно, отражает систематичность и высокое качество работы человека над самим собой). Что-то ещё очень важное для понимания психологии самоактуализирующейся личности присутствует в каждом её свойстве. Очевидно, что любая из приведенных А. Маслоу характеристика личности представляет собой целостное генеративное образование. Это означает, что черты личности как генеративные образования представляют собой некий структурно-смысловой опыт, квинтэссенцию познания и утверждения в практике взаимоотношений с миром и с самим собой существенных для природы человека закономерностей.
Каждая черта личности выражает генеративную позицию и генеративную природу самоактуализирующейся личности. Мне представляется, что в процессе социализации личности самоактуализирующегося типа актуализируется именно генеративное мышление. Эта актуализация генеративного мышления спонтанно происходит всякий раз во всех тестовых (значимых, трудных, проблемных) ситуациях. Именно факт спонтанной актуализации генеративного мышления во всех сложных ситуациях социализации как раз и отличает самоактуализирующуюся личность от других людей.
Естественным образом возникает вопрос о том, что же «включает» именно генеративный способ ориентировки в сложных и неопределенных ситуациях, что позволяет экономить время и энергию на поиски решений «методом проб и ошибок», к которому прибегают практически все остальные люди? Я предполагаю, что такого рода актуализация генеративного мышления у людей самоактуализирующегося типа является функцией высокого уровня личностной самоорганизации.
Высший уровень личностной самоорганизации, включающий генеративное мышление в тестовых ситуациях, основывается на сформированной готовности к использованию потенциала основных факторов или мета форм организации интерактивности и получения информации. Это такие факторы как
система рационального мышления (логика и модели логического анализа); модели системного рационального анализа тестовых ситуаций;
система трансовой саморегуляции и соответствующий стиль трансового доступа к аналоговой информации; трансовая культура личности;
система медитативного взаимодействия с объектами и символами, важными для субъекта (молитва, энергетические и духовные практики) как управление личными состояниями и личным пространством;
система юмора как форма отношения к парадоксальности бытия, противоречивости и неконгруэнтности контекста тестовых ситуаций.
Приведенные выше формы организации восприятия и взаимодействия личности самоактуализирующегося типа в комплексе дают надёжную и прочную основу для качественной ориентировки и поведения человека в любых тестовых ситуациях социализации. Будучи своеобразной системой мета форм самоорганизации, отражающей талантливость и гениальность такого человека, она создаёт беспрецедентные условия для самоактуализации посредством безусловной приоритетности генеративного мышления в тестовых для него ситуациях.