Данная статья — продолжение размышлений о подлинной природе человека. Психотерапевтическая практика и тренерская работа предоставляют для этого обширный материал. Прежде всего, обращает на себя внимание та личностная позиция, которую занимает клиент или ученик, приходя на консультацию или на учёбу. При всем многообразии проявлений этой личностной позиции, у людей обнаруживаются две прямо противоположные установки. Установка первого типа — это установка на поиск и обретение опор (через овладение материалом или посредством присвоения ресурсов взаимодействия с психологом или психотерапевтом). В этом случае человек является «пользователем готовых форм». Следует сказать, что данный тип установки является очень важным условием успешного приобщения субъекта к стандартам, задаваемым тренером или психотерапевтом. Установка «пользователя» носит социально ориентированный характер и требует обретения именно социальной компетентности.
Второй тип установки, характеризующий личностную позицию субъекта в учебном или терапевтическом процессе можно было бы назвать «исследователем новых возможностей». Фокус внимания при такой установке оказывается на личностных достижениях, на ориентирах возможностей реального продвижения, личностного успеха. Я называю такую установку личностно ориентированная установка. Учебный или терапевтический контекст также рассматриваются такими людьми как основание для личностно ориентированных творческих изысканий. Суть этой установки — познание феноменологии, закономерностей функционирования и реальное обретение личностного богатства и личной силы. К примеру, к психотерапевту человек с личностно ориентированной установкой приходит за обретением могущества и мудрости.
Эти два типа установок отражают разные типы личности. Система ценностей при первой установке направлена на безопасность, стабильность, определённость, предсказуемость разных жизненных ситуаций. Основное стремление — обретение уверенности в себе. Учёба воспринимается как способ создания фундамента будущей жизни, позволяющего выдержать её сложности и перипетии. Суть такой направленности личности и отношения к жизни — создание гарантированной готовности ко всевозможным трудностям. И тогда ключевой интерес людей с такой личной позицией — «а что это мне даст?» или «можете ли Вы мне это гарантировать?».
Ценности жизни и, соответственно, основные интересы и приоритеты личности со вторым типом установки характеризуют стремление человека к познанию нового, к выходу за пределы известного, привычного. Это стремление выражается в конечном итоге в расширении рамок собственной идентичности. Ключевой интерес людей с личностно ориентированной установкой можно выразить в вопросах типа: «как это сделает меня сильнее?» или «что я смогу ещё благодаря этому?»
Можно с достаточным основанием утверждать, что первый тип личностной установки приводит к консерватизации собственного «Я». Идентичность становится главной опорой такой личности. Сильное Эго обеспечивается идентификацией самого себя с социальной ролью, сопряжённой с властью над обстоятельствами и над другими людьми и с материальным благополучием. Создать фундамент жизни и «возойти на пьедестал» при жизни — главное в жизни для людей с такой личностной позицией. «Выбиться в люди и стать кем-то» — их главный принцип. .
Многим целеустремлённым в этом смысле личностям, хотя и с большим трудом но всё-таки удаётся реализовать этот «пьедестальный принцип»: занять приличную должность с неплохим окладом и тем самым гарантировать некую стабильность и предсказуемость будущего. Казалось бы, есть чем гордиться, только вот одна еда: став «кем-то», эти люди соответствующим образом начинают верить в что, что они это «кто-то» и есть. Каждый из нас в подростковом возрасте в это верил, «себя считая кем-то из немногих» (А.Макаревич). Но быть «кем то» даже по определению, а не только по сути, далеко не означает быть сами собой!
Карл Густав Юнг говорил о двух половинах жизни человека. В первой половине он, пользуясь языком данной парадигмы, должен реализовать свою личностную позицию первого типа. То есть, создать социальный и материальный базис своего благополучия. Юнг не обозначил возрастные границы первой половины жизни. Понятно, что это человек со «зрелым Эго», характеризующийся социальной компетентностью и занимающий определённое место в обществе. При этих условиях «вторая половина жизни» может наступить и в достаточно молодом ещё возрасте.
«Вторая половина жизни» требует актуализации и компетентной реализации установки второго типа — личностно ориентированной установки. Смысл требований «второй половины жизни» — в обретении душевной гармонии и мудрости в условиях всё более обостряющихся противоречий. Как бы ни старался человек с первым типом установки гарантировать стабильность, определённость и безопасность, основные факторы собственной жизни (в том числе и прежде всего — «человеческий фактор»), — ему не удаётся контролировать. Как раз здесь и уместно известное выражение: «хотел как лучше, а получилось как всегда». Контролировать через стремление к совершенству форм и стандартов собственную жизнь, чтобы избежать тестовых ситуаций и неизбежных трудностей — глупая затея.
Реализация личностно ориентированной установки осуществляется посредством генеративного мышления. В таком случае имеет смысл говорить о генеративной позиции личности. Во второй половине жизни, согласно К.Юнгу, требование систематического познания себя становится императивом. Генеративная позиция личности полностью соответствует закономерностям личностной эволюции и выражается в обретении личностью качеств системности и ресурсности в восприятии и поведении в тестовых ситуациях.
Главным эффектом реализации личностно ориентированной установки и генеративной позиции является преодоление ограничений идентичности. Идентичность уместно рассматривать как временную опору (к примеру, в первой половине жизни), которая становится реальным ограничением императивных требований второй половины жизни. Такого рода ограничение объясняется жёсткостью структуры идентичности (которая в свою очередь определяется комплексной ролевой идентификацией с соответствующими этой роли предписаниями). Преодоление ограничений идентичности приводит нас к актуализации темы аутентичности человека как его глубинной естественной сущности. Этот подход к аутентичности как глубинной сущности человека также характерен и для позиции некоторых исследователей, в частности В.Г.Голубева.
Для генеративной личности основным ориентиром становится подлинность и естественность, свобода, красота и гармония жизни. Собственная индивидуальность становится и целью и условием счастливой жизни. Тождественность самому себе — аутентичность — оказывается системообразующим фактором всей жизни. Генеративность как феномен развития и генеративное мышление, присущее самоценным и самодостаточным личностям, позволяют актуализировать ценности аутентичных форм самоощущения и поведения. Я полагаю, что именно аутентичность как форма самоотношения и мудрости личности в её реальных формах самоорганизации и поведения — есть искомая для многих Шамбала в мире человеческой индивидуальности. Путь туда обозначается через генеративную работу над собой.