Обозначенные в названии категории «силы» и «ума» отражают важнейшие ипостаси бытия каждого человека. Характерно наличие и соответствующее сочетание этих явлений только для биологического вида «Homo Sapiens». Для животного мира «работает» Закон Силы: «выживают сильные, слабые особи погибают». Поскольку человек - по ёмкому выражению Аристотеля - является «Социальным животным», то понятен интерес о том, как именно в структуре индивидуальности сочетаются эти человеческие сущности?
Вопрос далеко не праздный, поскольку зачастую у своих клиентов и не только мы наблюдаем реальный «конфликт интересов». Феномен Разума и феномен Силы, по природе вещей, представляют разные системы ценностей для человека. Ценности в контексте Силы – это ценности организации (и самоорганизации) влияния и актуализации различных возможностей личности. А ценности разума - в понимании и ориентировке в сложных жизненных ситуациях.
Может сложиться впечатление, Сила и Разум (Ум) – это независимые составляющие бытия человека. В традиционных формах общественного сознания и практики, как мне представляется, и по настоящее время наблюдается чётко выраженное обособление феноменов Силы и Разума. И как факт такого разделения – игнорирование одного из данных векторов бытия. Для научного знания это естественно опираться на понимание закономерностей организации и функционирования изучаемых явлений.
Однако в объяснении природы психического содержания жизни человека научное знание проявляет своё бессилие. Очень многие направления в практической психологии – возьмём известный разнообразный психоанализ, гештальт терапии или НЛП, строго говоря, наукой не являются. Да что там говорить, сама академическая психология с её многочисленными разветвлениями во многом не соответствует критериям научного знания! Возьмём распространённый и поныне так называемый диагностический подход. На мой взгляд, психологические тесты как яркое свидетельство такого подхода в понимании природы психических явлений, не просто не выдерживают критики (со стороны строгой научной оценки), но фактически вводят в заблуждение психологов-практиков артефактами и произвольностью интерпретаций полученных результатов тестирования.
Концептуальная обоснованность, валидность и надёжность диагностического инструментария зачастую оказываются умозрительными построениями авторов, не имея никакого отношения к Разуму. Диагностический подход в практике оказания психологической помощи людям практически полностью дискредитировал себя в современных условиях. В рамах этого подхода считается «нормальным» для помощи нуждающемуся опираться на «изживание негативных эмоций», на квазиистинные стандарты в интерпретации происходящего, директивные формы гипноза, формат «советов и компетентных рекомендаций» … Разум здесь отсутствует.
В рамках диагностического подхода Разум не является необходимой ресурсной базой для клиента. И поэтому неявно в очень важном процессе оказания психологической помощи нуждающимся происходит невольная мистификация Силы. Психолог, психотерапевт или целитель обретает «в силу своего положения» Мистическую Силу как для нуждающегося в помощи субъекта, так и для самого «специалиста».
Важно констатировать, что специалист помогающих профессий, «исповедующий» диагностический подход, вынужден – не может не опираться - на «Ресурс Мистической Силы» в работе с людьми. Для создания такого «ресурса» он должен систематически прилагать определённые усилия на актуализацию и поддержание Внешнего Имиджа. Здесь важнее «казаться», чем «реально быть».
Что собой представляют «реальные специалисты» - психолог, психотерапевт, коуч и другие представители «помогающих профессий - качественно оказывающие психологическую помощь нуждающимся? Первое что следует здесь отметить, это отсутствие априорных установок диагностического подхода. То есть работает принцип и формула: «Я не работаю с клиентом. Мы работаем вместе с клиентом». Мистическая Сила Априорности отсутствует в такой парадигме. Во-вторых, чтобы работать вместе с клиентом над его тестовой ситуацией нужна не только системная компетентность. Нужна не Мистическая Сила (кстати, это может быть в таком варианте полезно – фисилитационно, но никак не более). Нужна Личная Сила.
Сила Личности Профессионала обеспечивает в совместной практике работы с клиентом необходимый уровень готовности сотрудничать и понимать логику движения к желаемому состоянию. То есть Личная Сила Профессионала опирается на Разумные стратегии клиента, которые в процессе работы предлагаются Профессионалом и которые Клиентом усваиваются. Клиент в процессе усвоения Разумных стратегий становится способным понимать и принимать обнаруживающиеся варианты как ресурсы желаемого Нового Опыта разрешения тестовой ситуации. Именно Личная Сила Профессионала составляет основу опор Клиента на главный терапевтический процесс – на генеративное мышление или на конструктивные свойства Порождающего Разума.
Ресурс Разума в такой парадигме совместной работы с клиентом становится базисом и основным ориентиром для Профессионала. Он возможен только в Состоянии Личной Силы. Разум, не опирающийся на Силу бессмысленен. Кстати, наоборот, тоже верно: какая это Сила, когда она не разумна? Мистификация Силы, как мы это констатируем, происходит часто и повсеместно (не только в контексте практической психологии). Вряд ли это не конгруэнтное состояние является утешением для стремящегося стать Профессионалом специалиста.
Статья размещена на сайте психологической газеты "Золотая Лестница": https://psygazeta.ru/rubriki/god-nauki/5234-sila-est-uma-ne-nado.html