Я являюсь автором и руководителем модальности – направления в практической психологии и психотерапии, которая известна уже достаточно широко под названием «Генеративная психотерапия». Это направление становится всё более популярным в силу высокой эффективности в оказании психологической помощи людям. Естественно, у представителей смежных направлений возникают вопросы о природе и специфике модальности Генеративная психотерапия, определяющими столь серьёзный профессиональный успех. Стоит ли говорить о том, как это важно в современных условиях!
Я хочу раскрыть один очень важный аспект эффективности Генеративной психотерапии, который, собственно говоря, отражён в названии модальности. Речь идёт о феномене генеративности. В нашем смысле (в отличие от значения «генеративность», введённого в широкий обиход Эриком Эриксоном) генеративность означает порождение нового, генерирование новых смыслов, новых инсайтов и идей, новых решений – новых образов - новых важных психологических образований. Это аккумулируется в субъективно новых желаемых состояниях, ресурсах и возможностях личности. Энергия принципиальной новизны и безусловной полезности желаемых состояний способна породить чувство перспективы и воодушевить клиента на непростую, "первопроходческую", подвижническую работу над собой.
Работа клиента над собой, направленная на присвоение новых форм опыта, является, по сути, активностью на расширение собственной карты тестовой ситуации и формирование новых возможностей. Клиент в своём запросе прямо так и заявляет: "хочу научиться владеть собой», «хочу научиться спокойно реагировать на критику", "хочу обрести состояние уверенности в общении с начальником", "хочу научиться планировать своё время" и т.п. То есть в известном смысле это на самого себя направленная учебная активность. Клиент учится по-новому жить. Результатом такой учёбы становится адаптивное поведение на базе генеративного мышления.
Появление этих новых психических образований у клиента в результате психотерапии даёт ему новый статус полноценного субъекта собственной жизни и тем самым предоставляет ему бесценную возможность конструктивного разрешения трудностей. Он оказывается способным принять вызов, который бросает ему жизнь, и творчески пройти тест проблемной ситуации. Это означает выход на более высокий уровень личностной зрелости и качества жизни.
Таким образом, явление генеративности характеризует момент расширения персональной картины мира, то есть как появление новых смыслов, нового понимания бывшей ранее проблемной - исходной ситуации и новых возможностей в целом. Это связано с развитием человека. В силу развития каждый из нас неизбежно оказывается в тестовых ситуациях. Эти ситуации каждый раз потому и тестовые, что бросают нам вызов. Вызов состоит в том, что в этих тестовых ситуациях обозначается некоторое новое содержание нашего опыта, которое нам нужно обязательно освоить. То есть тестовые ситуации фиксируют момент необходимости и при этом обязательности освоения нового. Такова логика развития: человек в процессе жизни должен справляться со всё более сложными требованиями.
Тестовые ситуации, будучи центральным свойством развития личности человека, оставляют ему выбор из двух вариантов: либо справиться с более сложными требованиями и тем самым овладеть новым содержанием, либо нет. Если человек справляется с тестовыми ситуациями, то происходит генеративное расширение, если не справляется, то он получает своё страдание. Я полагаю, что практически в каждом случае люди страдают (болеют, эмоционально "застревают", теряют чувство такта, меры и пр.) исключительно только потому, что как раз они оказываются несостоятельными для генеративного расширения. Любая симптоматика есть непосредственное выражение этой несостоятельности.
Изучая явление генеративности на материале успешных случаев психологического консультирования и психотерапии в течение уже более двадцати лет моей практики оказания психологической помощи людям, мне удалось сформулировать некоторые важные положения, которые касаются закономерностей преодоления человеком своих трудностей и психологических проблем. Эти положения в настоящее время характеризуют принципиально новую модель работы психолога-консультанта и психотерапевта. Речь идёт о генеративной модели в психологическом консультировании и психотерапии.
Я предлагаю следующие основные положения, характеризующие мои мою позицию относительно генеративного расширения в процессе работы с психологическими проблемами человека:
- Люди нуждаются в развитии больше, чем в избавлении от страдания (традиционно - лечении);
- Смысл страдания (симптома) не в избавлении от страдания, а в решении связанной с ним проблемы;
- Если "что-то не так" (симптом), то это есть актуальная необходимость сделать нечто, чтобы "стало так как надо"
- Болеют и страдают (в т.ч. и физически) не "потому что" а "для того, чтобы" или "ради того, чтобы";
- Любой симптом имеет явно или неявно выраженную целевую функцию (так называемое "позитивное намерение");
- Практически каждый симптом связывается со "вторичными выгодами", что делает его устойчивым;
- Целевая функция симптома и система его приспособительных вторичных выгод составляют ценностную базу симптома, его эволюционный смысл;
- Смысл любого симптома (страдания) - это всегда эволюционный смысл.
- Любой вариант решения психологической проблемы есть "расширение карты", - увеличение возможностей (мета психические новообразования) и таким образом есть момент эволюции, развития;
- "Расширение карты" — это реализация эволюционного потенциала симптома посредством достижения желаемых изменений.
Психотерапия есть процесс управления целесообразными изменениями. Генеративная психотерапия — это система управления, специально использующая закономерности эволюционного расширения картины мира клиента.
Важно понимать, что закономерности генеративного расширения картины мира не проявляются «случайным образом» и требуют систематической работы личности над тестовыми ситуациями. Работа со своими тестовыми ситуациями предполагает появление у субъекта и сформированность у него особой позиции – системно-генеративную позицию личности. Системно-генеративная позиция личности – существенный критерий психологической зрелости человека. Именно личность человека является «носителем генеративности». Я предлагаю использовать термин «Генеративная Личность».
Систематическая и спонтанно-автоматическая работа Генеративной Личности со своими тестовыми ситуациями означает управление персональным прогрессом посредством формирования «Пространства Задач», возникающих в процессе жизни тестовых ситуаций. Пространство Задачи Генеративной личности неизбежно трансформируется в «Пространство Идей» и «Пространство Способов Решения». Можно констатировать, что у Генеративной Личности наблюдается доминирующий системный когнитивный процесс «Проблема – Задачи – Способы Решения - Конструктивные Действия – Удовлетворение и Счастье»! Генеративные личности – это по-настоящему счастливые люди!
Статья размещена на сайте психологической газеты "Золотая Лестница": https://psygazeta.ru/rubriki/god-nauki/5380-lichnost-i-generativnost.html