В этой статье я предлагаю свою версию одной из основных причин социальной несостоятельности и личной нерелизованности человека, проявляющейся в блокировке его субъектности.
«При твоих способностях, ты бы мог достичь значительно большего!». «Я мог бы – если бы захотел – иметь существенный успех у жизни (материальное положение, социальный статус, шикарный образ жизни….)! Правда состоит как раз в том, что действительно «мог бы»! И, тем не менее – и это тоже есть обидная правда – не смог, не состоялся, не достиг и, соответственно, не реализовался. И, похоже, уже этого не произойдёт в твоей жизни.
Осознание нереализованных возможностей и упущенных шансов не просто определяет пессимистический эмоциональный фон повседневности. Разочарование и «установки разочарованности», определяющие смысл бытия и выражающиеся во всё более усиливающемся неверии личности в себе, «неверии в благодать» заставляют человека искать способы компенсации такой безрадостной перспективы. Многие находят. Я называю такие способы компенсации внутренней нереализованности эрзац формами.
Эрзац форма – это вид опыта, представляющий собой инфантильную и в силу этого нереалистическую установку на замещение реально необходимой для благодатной и успешной жизни деятельности. В основе эрзац деятельности лежит бесплодная, но «греющая душу», блаженная надежда. Феномен блаженной надежды, застилающей унылые перспективы и создающей иллюзию благополучия, описан мной ранее в статье «Эпистемология блаженной надежды».
Такие виды деятельности как чрезмерное увлечение телесериалами, эмоциональные разговоры о политической, экономической, этнологической ситуации с приятелями, компьютерная пристрастность в разных видах (чаты, игры, социальные сети, виртуальные знакомства без реальных встреч), «диванная медитация» вместо реальных событий, «экстремальная пищевая активность» вместо субъектной жизни, «многочасовые телефонные разговоры» вместо реальных встреч с друзьями…. К эрзац формам относятся сформированные вредные привычки (курение, алкоголизм и т.п.). А также и различного рода пассивно-инфантильные занятия (преимущественно домашний образ жизни или, наоборот – уличный)….
Эрзац формы – явление противоположное аутентичным формам жизни человека. Как мы видим, они характеризуются инфантильностью, пассивностью (в отличие от субъектности аутентичных форм), зависимостью от внешних (контекстуальных) условий, потребительским отношением к ресурсам и другим людями. В этой связи мне вспоминается известный анекдот про африканского негра-аборигена. Сидит абориген и плюёт зёрна финиковой пальмы в море. Подходит к нему белый бизнесмен и удивляется, зачем он это делает. «Это же расточительно: из каждого зёрнышка можно вырастить пальмовое дерево! Оно тоже будет давать плоды – стоит только эти посеять и ухаживать за появляющимися деревцами» — говорит он негру. «А это зачем?» — спрашивает абориген. «Вырастет целая пальмовая роща, с каждой пальмы будет много плодов, ты их можешь собрать и продать и выручить хорошие деньги!» — отвечает ему белый. «А это зачем?», — спрашивает его абориген. «Ты, что, не понимаешь?! — удивляется белый. – Когда у тебя будет много денег, — вот тогда сиди себе спокойно и плюй!». На что ему абориген отвечает: «А я что делаю!».
Мне представляется, что в основе любой эрзац формы лежит бессознательный саботаж аутентичной амбициозности. Человек изначально и неосознанно делает выбор в пользу простых, уже проверенных — привычных и доступных решений. Эти решения в пользу уже имеющихся в опыте форм поведения направлены исключительно на персональное потребление. Парадокс состоит именно в том, что глубинные намерения такого потребительского отношения и поведения заключаются в желании обретения субъектом ценностей более высокого порядка, чем банальное потребление внешних благ. И макиавеллевское «цель оправдывает средство» здесь терпит фиаско. Скажем глубинным намерением обжорства как эрзац формы является ощущение содержательности и полноты жизни. Глубинной ценностью курения может быть и релаксация, и, наоборот, мобилизация, и ритуал завершения какого-либо занятия…. Понятно, что для интересной и содержательной жизни обжорство явно не годится, а для глубинных смыслов курения само курение как отравление организма является чем-то просто противоположным….
Для меня является очевидным, что любая форма потери аутентичности есть момент саботажа и власти над новым и неосвоенным, но адекватным поведением. То есть если человек привычно прибегает к саботажным действиям в эрзац формах, то это значит только то, что в этом есть тестовая ситуация. Она замаскирована привычной саботажной эрзац формой. Саботируется в такой тестовой ситуации именно амбиция на достижение новых вершин.
Любой человек может проверить истинность этого утверждения по собственному опыту такого саботажа! К примеру, темы «откладывание на потом», оправдание тем, что «ещё не время», что ещё «вагон времени», «что ничего страшного не случится от этого маленького и аппетитного кусочка», «что все так живут», «что бывает и хуже»…. В силу механизма «блаженной надежды» блокируются усилия личности на достижения в будущем. Потому, что и в настоящем всё как бы неплохо: «Если есть в кармане пачка сигарет, то не так уж и плохо на сегодняшний день» (Виктор Цой).
Итак, саботаж здоровой амбициозности строится на дегенеративной активности нескольких установок. Эти установки мгновенно включаются в тестовых ситуациях в момент выбора и выражаются в доминирующей и подавляющей активности эрзац форм. Это такие установки как:
ни одно усилие, направленное «на потом», не стоит удовольствия и комфорта «здесь и сейчас»;
необходимость чего-то достигать практически и есть реальность этого достижения. Виртуальная реальность и действительность – это всё равно реальность. Так какая разница? Медитация на возможность есть реальность и она самодостаточна;
действовать трудно и опасно – можно ошибиться. За ошибки нужно платить непомерную цену. Стоит ли начинать что-то важное для себя, если ты всё равно проиграешь?
реальная персональная ответственность состоит в избегании провала, наказания и опасностей. Кто рискует – тот безрассуден, но иногда ему везёт. Успех – это больше удача, везение, так как только от тебя самого практически ничего не зависит. Жизнь нужно прожить так, чтобы не «подорваться на минном поле» и не разочароваться;
романтика – это для детей и юношей. Они могут себе ещё позволить мечтать. Взрослый и ответственный человек – это осторожный прагматик, максимально компетентный в принципе «ласковый телёнок двух маток сосёт». Взрослый должен быть максимально вооружён знаниями для адаптивного поведения;
знания всегда важнее поведения, рефлексия важнее проактивности, а мета программы избегания опасности – важнее стремления к достижениям. «Не спеши, а то успеешь практически всегда не туда, куда хотел бы».
При таких глубинных верованиях и убеждениях человек лишается амбициозности напрочь. Человек вызов амбициозности как таковой в ситуациях эрзац форм не воспринимает. Человек в тестовых ситуациях воспринимает не запрос своего бессознательного на инициативу и амбициозность, а в силу вышеприведенных саботажных установок исполняет как безапелляционную директиву команду на поиск безопасности, комфорта и опоры на территории своего огорода и параграфа.
Человек, лишённый амбициозности – трутень. Ничем не лучше карьериста – человека с доминирующими Эго-амбициозными формами. Правда, встречаются «талантливые лентяи» — но не о них сейчас речь. Речь идёт о большинстве людей, пассивных, приспособленных к реальности, многого не требующих для себя. Тихих и незаметных. Не высовывающихся и не заявляющих о себе. И никому не нужных. Таких, скорее всего, значительно больше, чем людей амбициозных.
«Сериальный» внутренний мир этих людей скушен настолько, насколько скуден их уровень притязаний на успех и счастье, как и уровень персональной социальной ответственности за собственное благополучие и личностный потенциал.
Пассивные эгоцентрики – так ещё можно назвать таких людей – весьма разношёрстная публика на предмет потребительских интересов. Они, — люди лишённые амбиций самореализации через творчество и созидание – составляют основу любого общества, где потребительство и законопослушание существенно важнее индивидуальной значимости. Где персональное разнообразие унифицируется финансовыми ориентирами успеха и где личная инициатива теряется в строевом марше. Где персональное творчески созидательное счастье подчинено ликованию толпы, когда это громогласное (был бы шкурный повод!) запорожски-казацкое «майданное ликование» есть единственная форма персонального волеизъявления и заявления и о чём-то, что очень сильно отличается от личного и уникального.
Следует догадываться о том, что зрелая личность амбициозна и по отношению к своим архетипам – вынуждена в силу этой самой неуёмной золотой жизнерадостной воли познать себя на пути к творческой самореализации. На этом пути энергия золотой жизнерадостной воли по мере эволюции приспосабливает энергию Архетипов-Драконов и такой личности не нужны майданные вожаки или забугорные евро консультанты, как это происходит сейчас в совсем не самостийной многострадальной Украине. Зрелым аутентичным самоактуализирующимся личностям для позволения себе бытия самим собой вовсе не нужны механизмы коллективного бессознательного толпы.
Дракон – он хоть на майдане в толпе, хоть в Архетипе персонального коллективного бессознательного в принципе эмоционально-вегетативен. Примитивность Дракона оправдывается его огромной силой, которая олицетворяет мощь доисторической и даже до человеческой истории развития. Эта мощь чувствуется каждый раз, когда возникает тестовая ситуация или социальный катаклизм. В любом случае эта мощь заявляет о себе в таком первозданном виде катастрофическими перспективами.
только амбициозная личность способна совладать с энергией Архетипа. Та сила и мощь, которые требуют бездумно своего воплощения, будут в силу аутентичной амбициозности сориентированы — как последователи за лидером. И соответственно организованы. Энергия эмоционально-вегетативной, архетипической психики человека начинает в силу развития его как личности служить ему верой и правдой. Варианты же без амбициозные или же эго-амбициозные – это есть фактическое «служение Дракону». Ну а к чему это приводит мы можем наблюдать – примеров пруд пруди.