Предмет, который я хочу исследовать в этой статье – это глубинные критерии - опоры, которые составляют реальные основания для принятия решений человеком в оценочных и тестовых жизненных ситуациях. Речь идёт о верованиях и убеждениях, которые в основном закладываются ещё в дошкольном детстве, и которые играют роль своеобразных экзистенциальных принципов для взрослого человека. Понимание этих принципов позволяет раскрыть суть и содержание его витально-личостной позиции и в известной мере прогнозировать динамику и особенности его социального поведения, способность к успешной и счастливой жизни.
Благополучие человека определяется тем выбором, который он самостоятельно делает в значимых для себя ситуациях. Значимость же любой ситуации для каждого из нас диктуется необходимостью в обретении качества, которое оказалось для человека в дефиците. Таковыми дефицитными качествами могут быть деньги, характеристики здоровья, важная информация, отдых или, наоборот, труд, поддержка друзей, семья…. Тогда мы говорим о персональных потребностях и ценностях.
Когда мы принимаем решение как нам поступать в каждом конкретном случае, мы прежде всего определяем для себя желательность и «благоприятность» предпочитаемого варианта. Проще говоря, в ситуации выбора и принятия решения происходит непроизвольный процесс оценивания альтернатив на предмет их «достоинства», качества, полезности, целесообразности и тому подобных характеристик. То есть, сам процесс выбора и принятия решения как раз и заключается в том, чтобы благодаря этому оцениванию определить наилучший вариант.
Что же такое «лучший выбор»? В НЛП есть базовое предположение, что человека в любом даже самом несуразном поведении делает свой «самый лучший выбор». Надо сказать, что из всего перечня базовых положений НЛП – основных пресуппозиций НЛП это положение является наименее понятным для многих студентов, исследователей и критиков этого направления. Френк Фарелли, к слову сказать, утверждает, что человек практически никогда не делает свой лучший выбор. А тот выбор, который он делает, есть «худший из потенциально возможных».
Тем не менее, если рассмотреть глубинные основания любого неадекватного и неаутентичного поведения (вредные привычки, само саботаж, «импульсивность и аффективность» поведения, бессмысленное враньё, разного рода иррациональные действия и др. …), то каждый раз можно обнаружить апелляцию к так называемому «глубинному намерению» такого поведения. В случаях инфантильного, импульсивного, девиантного и даже преступного поведения обнаруживаются «соображения правильности».
«Лучший выбор» состоит в том, что именно данный вариант поведения, каким бы глупым и неадекватным он не являлся на самом деле, является результатом доступной для субъекта оценки его возможностей. Альтернативный и адекватный вариант -гармоничного, адаптивного и эстетичного поведения в этой тестовой ситуации невозможен, так как нет к нему доступа и он не оценивается как более предпочтительный. Всё определяется этой дихотомией: «хорошо – плохо». Основу данной непроизвольной оценочной деятельности составляют привлекательные аспекты глубинного намерения. Человек так или иначе себя ведёт, потому что другого выбора у него просто нет!
Каков же реальный фундамент привлекательности глубинного намерения любого, в том числе и явно неадекватного поведения? На мой взгляд любое глубинное намерение строится как система предпочтений из следующих дихотомий общего порядка:
добро — зло
красивое — уродливое
полезное – вредное
верное — неверное
правдивое – лживое
Эта система критериев формируется ещё в раннем детстве и определяет стиль отношения человека с миром. То есть, этот ранний и неосознаваемый критериальный базис оказывается фундаментом в основании любого выбора в тестовых ситуациях. Поскольку он уже у взрослого человека проявляет его отношение к аспектам его жизненной ситуации как своей или чужой, как нужной или бессмысленной как целесообразной или гуманной. Понимание стиля взаимоотношения человека с миром позволяет ему строить свою картину мира как адекватную или неадекватную, как сложную или простую, и, в конечном итоге, воспринимать жизнь как величайший подарок или же как наказание.