Как Правильно и Как Должно?… или Обретение Человечности

Это вполне естественно — жить естественно. И тем не менее, несмотря на банальность этого тезиса, следует констатировать тот факт, что следовать ему удается далеко не каждому. Люди, обременённые социально обусловленными стереотипами и формами мышления, попадают в зависимость от собственных представлений о том, как жить правильно и как жить следует. Стремление «как правильно» и «как должно» у современного человека превратилось в доминирующий тип мотивации.

Такое положение дел нормально, но не естественно. Нормально в том смысле, что для многих нормой является карьерный рост и статус в обществе, профессиональный престиж, так называемые социальные отношения (с нужными людьми) вместо неформального общения. Всё бы ничего, если бы при этом не происходила катастрофическая подмена реальных ценностей их формальными рамками. Но чем, скажем, можно заменить радость общения, радость творчества или удовольствие от путешествия? Многие ли в состоянии сочетать любовь и стремление к профессиональному успеху? Циничное: «Всё можно купить, были бы деньги» или даже разумное: «выбиться в люди», «заслужить уважение», «оправдать доверие» и пр. — есть установки на социальное и безликое. А, стало быть, не индивидуальное. И поэтому неестественное, и, скорее, противоестественное.

Но далеко не всякие социальные и внеличные установки и правила жизни есть зло. Природа социального в человеке обнаруживает себя в особенностях его личности. Каждая личность, как пишут в учебниках по психологии, есть «система социально значимых качеств». Не всякое «социально значимое» противоречит индивидуально значимому. Мне представляется, что в гармоничном сочетании социально значимого и персонально значимого как раз и обнаруживает себя то ценнейшее свойство, которое называется человечностью.

Человечность есть качество человека социально зрелого и душевно чуткого и богатого. Психологи очень мало и крайне редко говорят о человечности, так как это не вписывается в рамки их научных исследований. О человечности много и часто говорят религиозные деятели. Они определяют человечность как воплощение божественного и духовного в конкретном человеке. Я разделяю эту позицию и осознаю необходимость её конкретизации.

Человечность есть форма высшей ценности человека как для социума, как для своих близких, так и для самого себя. Мне представляется, что именно человечность есть способ бытия и образ жизни «интегральной индивидуальности». Термин интегральной индивидуальности, введён в науку выдающимся отечественным учёным, основателем Ленинградской школы психологии Б.Г.Ананьевым. Образно говоря, он означает внутреннюю гармонию и слаженность человека с самим собой и интегрированность его в обществе. Примером таких людей являются так называемые самоактуализирующиеся личности (по А,Маслоу).

Открытость, искренность, человеколюбие в сочетании с серьёзными профессиональными достижениями и социальным признанием характеризуют таких людей. Альберт Эйнштейн, академик Сахаров, президент Теодор Рузвельт, Нельсон Мандела, академик П. Капица, М. Горбачев и многие другие выдающиеся личности характеризуются таким гармоничным сочетанием социального и персонального.

Для таких людей приоткрывается тайна социального. У Зигмунда Фрейда социальное в человеке есть источник его нравственности и несёт для него систему запретов (так называемое «Супер Эго»). Он и многие его последователи и по сей день именно таким образом оказывают «уважение» тайне социального. Грозное «Супер Эго» является источником страха наказания, а сам социум — явление враждебное для человека. Эти запреты хочется нарушать, рискуя психическим равновесием. И только появление категории человечности расставляет «точки над i». Для самоактуализирующихся личностей совершенно естественно направлять себя на интересы других людей. Социум воспринимается как человечество, цивилизация, общество, а не карающая инстанция, несущая вечный страх и угрозу личному благополучию. Мне представляется, что именно через обретение социальной направленности на блага других людей, развитие человечества в целом, личность освобождается от страха.

Культивируя свои цели и ценности основанные на собственной миссии, каждый из нас приближается к разгадке тайны социального как источника универсального, всеобщего и существенного в самом себе. Я утверждаю, что это и есть закон персонального развития. Суть этого закона состоит в социализации как процессе открытия общечеловеческих ценностей и интересов и обретения индивидуальных способностей реализовывать их в своей профессии. То есть научиться выделять и делать приоритетными универсальные ценности, и следовать им как своим собственным. В этом суть индивидуального развития.

Надо сказать, что обнаружение общечеловеческого содержания с одной стороны и процесс развития соответствующих для его реализации собственных индивидуальных способностей на практике с другой стороны — это стороны одной медали. Это явление есть социализация. В свете вышесказанного, к традиционному определению социализации как процесса становления личности следует добавить слова «обретение человечности». То есть мы получаем определение: Социализация — это процесс становления личности человека и обретения им человечности.

vk ok