Самоутверждение Комфорт Удобство?.. или Суть природы человека

Для развития человека роль внешних условий колоссальна. Особенно на этапе формирования личности — социализации. Врождённые программы в основном лишь обеспечивают необходимые условия для развития, но никоим образом не составляют его содержания. Роль этих программ заключается в феномене особой пластичности по отношению к социальному содержанию. Человек практически всему должен научиться, — то есть присвоить содержание, заложенное в социальных предметах и личных взаимоотношениях.

Биология человека, обеспечивая социальное содержание его повседневной жизни, существенно преобразуется в соответствии с социальными стандартами и нормами. Прямохождение, речь, навыки самообслуживания, предметная деятельность, и, в конечном итоге, умственная активность человека буквально видоизменяют биологию человека. Организм человека призван не только обеспечивать выживаемость, но вынужден также всё больше и больше подстраиваться под требования социального содержания его жизни. Это прежде всего обнаруживает себя в так называемых высших психических функциях (мышление, речевая деятельность, произвольность).

В ходе развития человека появляется своеобразный «биосоциальный комплекс». Биология человека оказывается под мощнейшим влиянием социального образа жизни и испытывает соответствующие преобразования. Комфортные физические условия, специфическое питание, режим трудовой деятельности, эмоциональные стрессы, гиподинамия, направленность на достижения и общественное признание для большинства людей приводят к неестественному образу жизни и возникновению психосоматических расстройств. Социальный образ жизни человека оказывает принципиальное влияние на продолжительность жизни.

В то же время легко можно видеть, что биологическое в человеке, будучи вовлечённым в социальный процесс, «требует своего», то есть стремится приспособить социальное содержание к «своим нуждам», — инстинктам и потребностям. В этом случае, к примеру, многие исследователи говорят о «низших» и «высших» потребностях, об иерархии потребностей (как например, пирамида потребностей А.Маслоу) и даже о врождённых архетипических составляющих психики, об образах коллективного бессознательного (К.Юнг).

«Захват» биологическим началом социального содержания обнаруживает себя в доминировании собственно биологического смысла в этом социальном содержании жизни человека. Темы «шкурного интереса», «самоутверждения», «комфорта», «удобства» (как варианта целесообразности), «превосходства» (как вариант лидерства) «власти и подчинения» (как вариант руководства) носят явное биологическое основание. Получается, что условия и формы активности социальные, а их смысл — биологический! Примером может быть не только пищевая или сексуальная активность, которые наиболее наиболее очевидно демонстрируют это парадоксальное соотношение формы и смысла. На мой взгляд, практически любая другая активность человека кроме творчества имеет биологическую направленность и смысл. Можно с уверенностью утверждать, что человек, будучи существом социальным, по своей сути остаётся «дитём природы».

Многие формы социальной активности выражают скорее биологическое начало человека. Я называю их социально опосредованные биоцентрированные формы опыта. Иначе говоря, очень многие характеристики человека как субъекта активности, если сделать поправку на их социальное происхождение и форму можно обнаружить и у животных. Будучи социальными, эти формы, по сути, являются животными. То есть обслуживают биологические инстинкты и потребности человека.

Вышесказанное может создать впечатление о фатальной власти биологии человека над его личностью. И тогда роль самой личности сводится практически лишь к использованию социального содержания в человеке для удовлетворения биологических нужд и реализации биологического начала в социально приемлемых формах. Фактически это впечатление перекликается с концепцией структуры личности З.Фрейда, когда «Эго» выполняет функции согласования и утилизации противоречий биологического и социального в человеке.

Но если это было бы так, то есть если бы роль социального в человеке сводилась бы только к обслуживанию потребностей биологического, то мы вынуждены были бы признать, что социальный прогресс и личностное развитие имеет сугубо биологические основания. Ведь правда то, что развитие производства продуктов и товаров потребления существенно облегчает жизнь человека и делает её всё более комфортнее. Появляется соблазн заподозрить глубинное и вполне естественное стремление е комфорту как главный мотив социальной и личной эволюции. Природа человека, однако, не сводится к его биологии. Как мы увидим дальше, она не сводится и к социальному содержанию в человеке. Безусловно, личность человека формируется на базе врождённых биологических и конституционально-психологических свойств (особенности нервной системы, темперамента, задатки, инстинкты и потребности, архетипические особенности) индивида.

Суть и природа человека заключаются в его творческой активности. Именно творчество как свойственный только человеку вид активности, характеризуется явлением трансценденции как биологического, так и социального содержания в личности человека. То есть творчество на определенной стадии развития человека, начинает иметь статус самостоятельного фактора развития, делая его относительно свободным как от собственной биологии, так и от различных форм социального конформизма. Творчество становится самодостаточным и самоценным видом деятельности и важнейшим обстоятельством его жизни. Влияние творчества на развитие основывается на его важнейшем свойстве. Это свойство генеративности. Следует говорить о генеративной природе творчества: творческий человек в состоянии создавать все необходимые условия для своего развития.

Генеративность в творческом процессе выступает как способность к новым решениям определённого класса задач. Этот класс задач определяется необходимостью преодоления трудностей, возникающих в тестовых ситуациях. Генеративное разрешения противоречий тестовых ситуаций есть особый вид творчества и выражается в формировании у личности так называемых мета психических образований. Мета психические образования оказывают принципиальное влияние на развитие человека. Благодаря мета психическим образованиям, процесс развития трансформируется в процесс саморазвития. Это такие качества как способность человека к рефлексии, к самоорганизации, планированию собственной жизни, управлению своими эмоциями, саморегуляция состояний и т.д.

Ценность появления мета образований невозможно переоценить. Они предоставляют субъекту принципиальную возможность творческого разрешения трудностей как эвристических задач. Человек в силу пластичности его нервной системы и психики не только присваивает социальное содержание его жизни, но на определённом этапе социализации оказывается относительно свободным от доминирования и биологии, и социума, — и берёт бразды правления собственным развитием в свои руки!

vk ok