Каждого, кто ищет пути к себе, эффективное управление своим развитием, кому важна личная эффективность и успех в жизни, интересуют люди, уже реализующие эти критерии. Известный американский исследователь Абрамам Маслоу называет таких людей самоактуализирующимися. Нейролингвистическое программирование ставит своей целью изучение моделей внутренней самоорганизации и поведения этих людей. И одним из центральных условий их необычайной успешности оказывается качество целенаправленности их личности. То есть именно способность к надёжному и качественному осуществлению целевой функции становится центральным стержневым фактором профессионального и жизненного успеха. «Феномен цели» призван объяснить «феномен успеха» и самоактуализации.
Изучение нейролингвистического программирования (НЛП) традиционно начинается с овладения базовыми положениями НЛП и ознакомления с процедурой целеполагания. Целеполагание, по сути, является специфической формой мышления человека. Именно целеполагание и целевое мышление — целевая функция человека — непосредственно воплощают в себе основные положения НЛП. А энергетическая составляющая системы НЛП и, соответственно, — обучения НЛП является многообразной и многоуровневой и вместе с этим весьма и весьма поддерживающей.
В отличие от многих других систем практической психологии и психотерапии, которые готовы «ради просветления душу вымотать». Мы же в процессе обучения на этом семинаре и всегда потом в реальной жизни будем пользоваться энергетикой целевого состояния и энергией ментальности целевого мышления (процедуры целеполагания). Смею утверждать, что нет ничего более достойного и радостного, чем преодоление трудностей и овладение новыми вершинами.
Человек, у которого есть чёткие реальные цели, открывает для себя будущее — перспективы, связанные с целями. Но тогда и настоящее у человека, ориентированного на цель становится качественным, полноценным, оптимистичным. Несмотря на трудности, а даже благодаря им. Когда целевая функция чётко выражена, у нас появляется дополнительная система критериев качества проживаемого момента жизни. Качество жизни — тема, которая в силу первостепенной значимости для каждого из нас, считаю крайне необходимым детальную разработку системы критериев качества жизни как практических ориентиров для самоорганизации и саморегуляции и, тем самым, — самоактуализации. Невозможно представить самоактуализирующуюся личность (А. Маслоу) низкого качества жизни!
Итак, важнейшим показателем качества жизни любого человека, на мой взгляд, является наличие у него сформированной и чётко выраженной для каждого проживаемого им момента жизни целевой функции. Благодаря целевой функции оптимистичность взрослого человека в отличие от ребёнка становится вполне обоснованной. И при этом, как и для ребёнка, будущее представляется чарующе прекрасным, чудесным. Как ни звучит парадоксально, но именно благодаря чёткости постановки разнообразных целей взрослый человек через такое нумизматическое отношение к будущему возвращает себе радость детского состояния.
Обучаясь постановке целей по моделям, которые предлагаются в НЛП, мы не просто механически реализуем процедуру целеполагания, мы тем самым учимся и мыслить качественно. Сам процесс целеполагания есть своеобразный процесс решения задачи, то есть, прежде всего мыслительный процесс. То есть обучение целеполаганию оказывается процессом развития мышления. Каждый, кто овладевает навыком точного извлечения целей из соответствующих тестовых ситуаций, оказывается способным не просто мыслить значительно более содержательно, чем тот, у кого это не получается. Он тем самым освобождает себя от зависимости от собственных трудностей, опираясь в постановке цели на открывающиеся ему при этом закономерности. Присваивая эти закономерности сложных ранее жизненных ситуаций, человек как личность расширяет своё жизненное пространство, а как субъект — сферу своей компетентности и контроля.
Мышление является для каждого человека главной его опорой. Качество мышления и качество жизни — теснейшим образом связаны между собой. Утверждаю, что не может быть жизнь низкого качества при сформированном качественном мышлении. Качественное мышление выводит человека из трудных и стрессовых ситуаций. Но некачественное мышление как раз наоборот — фиксирует его на трудностях и усиливает их переживание.
Как мы можем отличить эти столь разные по последствиям типы мышления? Ответ напрашивается сам по себе: если в тестовых (проблемных) ситуациях человек выходит на чёткую формулировку цели, то это мышление качественное. И, конечно же, наоборот. Я утверждаю, что любые трудности возникают как жизненная необходимость обретения человеком нового опыта «взятия новых вершин». Тогда только трудности оправданы. Трудности оправданы только тогда, когда они приводят человека к цели.
От чего же зависит то, как мы думать будем в определённых проблемных для нас ситуациях? Понятно, что то, как мы при этом будем думать, такую информацию будем и получать! Здесь я рекомендую проследить некоторую цепочку связей. Во-первых, то, о чём и как мы думаем определяется прежде всего смыслом, который мы придаём (чаще всего неосознанно) тем или иным обстоятельствам. Если смысл положительный — мышление тоже будет положительным и наоборот. Это очень хорошо иллюстрирует «феномен полупустого или наполовину наполненного стакана».
То, что для человека важно, об этом он и думает. Это — во-вторых, если ответить на вопрос, как же всё-таки получается, что разные люди в сходных ситуациях находят разные смыслы? То, что для человека реально важно в той или иной тестовой ситуации, и то, что он сам считает при этом для него важным — «две большие разницы»! Ошибка в приписывании важности и приоритетности тому или иному обстоятельству или качеству чревата трагедией. К примеру, если человек в основном мотивирован соображениями безопасности и стабильности своего положения, то это чревато тем, что он вряд ли «будет пить шампанское». Короче, приоритетные ценностные установки априори предопределяют смысл той или иной сложной (тестовой для субъекта) ситуации.
В-третьих, нахождение того или иного смысла определяется способностью человека к качественной интерпретации и пониманию складывающихся обстоятельств. Полнота понимания ситуации определяет качество интерпретации. Способность человека к качественной интерпретации происходящего — это и есть способность качественно думать и оценивать — осмысливать — находить смысл. Как говорится, «некоторые только думают, что они думают»….
И, наконец, качество мышления определяется уровнем понимания ситуации или глубиной проникновения в суть происходящего. Вот это как раз уже зависит от житейского опыта, в том числе и от опыта познания как опыта преодоления трудностей. Уровень и глубина познания сложных жизненных ситуаций свидетельствуют о способности по имеющимся характеристикам актуального состояния обнаруживать недостающие аспекты желаемого состояния. Понимание связей актуального и желаемого состояния позволяет субъекту сформулировать цель и увидеть путь её достижения. Этот тип мышления я называю генеративным мышлением.
Качество мышления в конечном итоге сводится к точности формулировок оценок и мыслей.Процедура целеполагания — это есть логически-лингвистическая задача. Иначе говоря, используя лингвистические средства необходимо обнаружить и обозначить связи актуального и желаемого состояния. Иначе говоря, целевое мышление опирается на способность человека к переформулированию (рефреминг), уточнению и конкретизации (мета модель) в позитивных рамках (принцип позитивного намерения и механизм вторичной выгоды актуального состояния).
Перечисленное — есть материал обучающих квалификационных НЛП-тренингов. Для многих участников этих тренингов является откровением наличие чёткой связи качества собственной жизни с умением лингвистически правильно и точно формулировать факты, мысли и оценки. Правильно говорить — точно формулировать — качественно думать и жить, как оказывается, это есть просто разные стороны и, соответственно, критерии и ориентиры зрелости личности. На основании вышесказанного напрашивается вывод о том, куда прежде всего следует направлять усилия по самообразованию. Теперь этот вывод уже и ваш, уважаемый читатель.