Ни для кого уже не является секретом, что все наши проблемы и беды находятся внутри нас самих. Разные люди на одни и те же обстоятельства реагируют по разному. Одних они расстраивают, а для других они являются поводом для мобилизации и воодушевления. Состояние. в котором оказывается человек, может варьировать в диапазоне от подавленности до энергичной решимости, от вялости и так называемой невротической усталости до активности и жизнерадостности.
Резонно возникает вопрос, а от чего же зависит эта столь неоднозначная у разных людей реакция? Как показывает мой опыт оказания психотерапевтической помощи и опыт моих коллег так называемые психологические проблемы возникают только в том случае, если субъект расценивает (воспринимает и оценивает) некое обстоятельство как слишком трудное, вредное, несправедливое или же враждебное, — то есть в принципе нежелательное. То есть, если мы сталкиваемся с чем-то неприятным, то этому автоматически приписывается качество вредности. В этом легко проследить идею о том, что поскольку трудности неприятны (по определению), стало быть они нежелательны и вредны. И поэтому их необходимо избегать. На мой взгляд, именно эта логика является основной причиной всех имеющихся у человека проблем. Я называю эту логику стратегией внутреннего саботажа. А часть нашей личности, активно использующая в качестве главного аргумента такую логику, именуется как»внутренний саботажник».
Примеров активной деятельности саботажника превеликое множество: от трудностей «утреннего пробуждения», до скандалов и «прояснения отношений» — везде активен и «успешен» внутренний саботажник. Только вот «деятельность» его крайне редко оказывается в сфере нашего осознания и разумного контроля. Как саботажник он не опознаётся нами: у него всегда найдётся благовидный предлог и соответствующая форма «выглядеть красиво» и слыть за радетеля наших интересов. Такое вот «хамелеонство» и «камуфляжность» делают нашего внутреннего саботажника практически неуязвимым и позволяют ему беспрепятственно вредить нашим реальным интересам и перспективам.
Вот примеры форм активности саботажника, иллюстрирующих природу и способы вредительства.
Саботажник нас соблазняет (буквально начать делать что-то вредное: курить, съесть сладкое, мучное, жирное на ночь или во время диеты, уйти с уроков, обидеться, расстроиться, разозлиться, «хлопнуть дверью», наговорить гадостей, и пр.). Тем самым саботируется возможность осуществления намерений и ценностей. Человек в амплуа саботажника решительно вредит самому себе, поступая в «аккурат супротив» своим намерения. И тогда справедливо, что «благими намерениями устлана дорога в ад».
Саботажник нас «уговаривает» продолжать делать что-то приятное в ситуации, когда нужно заняться чем-то другим, более важным, но и более трудным делом (встать быстро с уютной, тёплой постели; нужно выключить телевизор и лечь спать, поскольку уже слишком поздно, а завтра рано вставать; предаваться радужным фантазиям и ничего не предпринимать для реальных дел и т.п.). В данной ситуации саботируется возможность ориентироваться на положительные стороны предстоящего дела и тем самым игнорируется возможность включения мотивации интереса и комфорта от предстоящего занятия.
Саботажник нас останавливает начать что-то важное делать (откладывание «на потом» важных решений, начинаний), саботируя решение важных задач.
Саботажник снижает уровень, успокаивает («все так живут», «ничего страшного», «стерпится — слюбится», «далеко не последнее место в рейтинге» — хотя далеко и не первое, «бывает и хуже» и пр.). Приоритетными тем самым оказываются более примитивные формы поведения и активности в целом. В этом случае саботируется уровень жизненных ориентиров и, соответственно, качество жизни.
Саботажник снижает мотивацию, «растлевает желания» («стоит ли суетиться», «игра не стоит свеч», «а нужно ли тебе это?», «за всё нужно платить: чем больше хочешь, тем дороже придётся платить» и пр.). Саботируя мотивацию достижения результатов, человек тем самым лишает себя энергии и оказывается несостоятельным как субъект деятельности.
— Саботажник пугает («как бы его не вышло», «а вдруг отвергнут, не примут, не поймут, не оценят, …), саботируя энергию азарта, включённости, риска и событийности, возможность полноценно переживать ситуацию»здесь и сейчас».
Саботажник «забывает» (буквально в самый ответственный момент отказывает память, человек не может что-то важное вспомнить или же в принципе не помнит, даже и не подозревает о том, что обещал кому-то что-то или что должен был делать). Саботируется ответственность субъекта, а также такие качества как предсказуемость и надёжность его как партнёра для других.
Саботажник останавливает, «сбивает с пути истинного» (в самый ответственный момент приходит идея «перекусить», «перекурить», «перетереть что-то с кем то»,уже занят «передохнуть» и т.д.). Человек, только что искренне и увлечённо занятый полезным делом, с удивлением вдруг обнаруживает, что он уже занимается какой-то ерундой. Тем самым саботируется этап завершения деятельности, сама возможность доведения дел до конца.
Саботажник «подзуживает», «льёт масло в огонь» (в случае каких либо «коммуникативных недоразумений» — как в общем я называю разнообразные формы неконгруэнтного общения — субъект стойко придерживается установки, что его хотят унизить, оскорбить, обидеть или как-то ещё нанести ему урон). Саботируется сама возможность понимания партнёра и открытый конфликт практически неизбежен.
Я привожу только примерный перечень форм активности саботажника. К сожалению, этот список должен быть серьёзно пополнен.
Во всех приведенных формах саботажной активности прослеживается обнаруженная мною закономерность: как только субъект начинает расценивать нечто как потенциально неприятное, он автоматически начинает саботировать свою активность преодоления возникшего препятствия. В этом случае, пользуясь известной уже теперь метафорой из антивирусника Касперского, происходит «откат к предыдущим базам». Настолько «предыдущим», что они в принципе уже устарели и не в состоянии обеспечить стабильную качественную работу.
Откат этот осуществляется в «инфантильную эру», когда шкала «приятный — неприятный» была важным свидетельством благополучия ребёнка от младенческого до дошкольного возраста. Для взрослого же человека биологический смысл трудностей как неприятностей уже отсутствует. Но в амплуа саботажника каждый из нас регрессирует в младенческий возраст и «фактор неприятного»опять приобретает решающий смысл. В арсенале средств взрослого «биоцентрические» реакции неприятия трудных моментов жизни оборачиваются для него настоящей катастрофой.
Саботажник внутри нас — это наша инфантильная и незащищённая часть, — это фактически маленький ребёнок, который всячески стремится избегать неприятностей и трудностей взрослой жизни. Понятно, что эти попытки саботировать взрослое понимание, отношение и ответственность тестовых моментов не только наивны поскольку ни к чему так и не приводят. Но и далеко не безопасны, так как снижают уровень и качество жизни, блокируют доступ к золотой жизнерадостной воле и личной силе.
Путь к себе — к раскрытию потенциала личной силы и реальной субъектности начинается с распознавания Внутреннего Саботажника и построения с ним доверительных отношений. Только в условиях полного понимания, безусловного принятия и поддержки наш внутренний незащищённый ребёнок в состоянии начать меняться и взрослеть. Создание пространства любви и свободы для Саботажника внутри нас — есть главная задача каждого взрослого человека. Осознание этой задачи, организованная и дисциплинированная деятельность, направленная на её решение есть достоверное свидетельство личнрой силы и личной зрелости человека.