Трудности у человека возникают по причине того, что он склонен переживать, в то время как в этой проблемной (тестовой) ситуации в самый раз включить мозги и начать думать. Как показывает моя исследовательская практика, по отношению к трудностям люди делятся на два класса: те, у которых сформировался навык включения мозгов в сложных (тестовых) ситуациях и те у которых такой навык отсутствует. Это разделение строгое: либо человек думает, либо…. Тех, которые думают меньшинство. Это есть тип людей с генеративным мышлением (люди генеративного типа). Противоположный тип – люди со стандартным мышлением.
Разница между людьми со стандартным и генеративным мышлением легко обнаруживается в их отношении к различным (неопределённым) обстоятельствам. Первые стремятся понять и оценить, вторые – найти решение. Первые ориентированы на поиск причин в прошлом, вторые – на будущий результат. Первые ориентированы на стандарт, вторые – на информацию. Для первых невыносимы новые, нестандартные ситуации, для вторых сугубо стандартных ситуаций практически не существует.
Основа навыка включения мозгов заключается в оптимистической установке на результат: человек верит в принципиальную возможность счастливого разрешения проблемы, потому что на собственном опыте многократно убедился в этом. Ценность решения для него очень высока! В тестовой ситуации он уже как бы знает о решении! Это априорное (до всякого опыта) знание неконкретно, так как не имеет содержания. Это, скорее, некое место для будущего конкретного ответа. В НЛП обнаружено, что так наш мозг кодирует опыт (как положительный, так и отрицательный) – через общие характеристики образа (субмодальности). Наличие или отсутствие такого «места» как раз и свидетельствует о готовности включиться либо в процесс мышления о результате, либо предаться переживаниям. «Когда человек хочет – он ищет возможности, когда нет – причины, почему это невозможно».
Важнейшим моментом готовности включиться в процесс мышления о результате является «хороший вопрос». В зависимости от того, какая у нас установка — оптимистическая или не очень – у нас появляется в ответ на тестовую ситуацию «хороший вопрос» или «плохой вопрос». «Хороший» и «плохой» — здесь есть профессиональные термины. Суть их в том, что, вопрос является функцией установки (внутренние обстоятельства) и ситуации (внешние обстоятельства).
Вопрос всегда возникает в неожиданных, сложных или неопределённых ситуациях. Это важнейшее свойство нашего разума — реагировать вопросом на тестовую ситуацию для того, чтобы в ней начать ориентироваться. Эта первая реакция нашего ума. Она мгновенная и поэтому неосознаваемая. Это не те вопросы, которые мы задаём себе сознательно, когда решаем мыслительную задачу. Эти вопросы есть именно бессознательная, непроизвольная форма реагирования. Эти вопросы непосредственны (то есть, не связаны с размышлением «о жизни»). Поэтому зачастую характер и содержание этих вопросов-импульсов мы даже не осознаём. Эти вопросы-импульсы включают нас в процесс поиска ответа или в процесс объяснения происходящего. Цель – снять неопределенность ситуации. Однако, включаясь благодаря этим вопросам в процесс ориентировки, мы невольно оказываемся либо в конструктивном, либо в деструктивном состоянии.
«Плохие вопросы» — те, которые отражают разнообразные страхи и уводят от решения. Сталкиваясь с тестовой ситуацией, мы оказываемся в деструктивном состоянии. Примерами таких вопросов являются:
что в этой ситуации делать (типа, куда бечь….)?
а вдруг у меня не получится?
а примут ли меня?
насколько я в безопасности?
всё ли в порядке?
и почему это происходит со мной?
за что мне это?
Конструктивных ответов на эти вопросы не существует. Как следствие «ответа» на такие вопросы, возникают деструктивные состояния: тревога, печаль, растерянность, паника, ревность, вина, обида, зависть, беспомощность и т.п. Отвечая на такие вопросы, человек невольно стремится найти тот смысл, который этим вопросом предписан. К примеру, вопрос «Насколько я в безопасности» основан на идее возможности опасности. Человек оказывается в деструктивном состоянии (страх или тревога) в ответ именно на саму возможность опасности.
Следует утверждать, что практически во всех случаях так называемых несчастий, люди реагируют на смысл, который они каждый раз в таких случаях усматривают. Например, несостоявшаяся сделка вызывает состояние отчаяния, так как риэлтер усматривает в этом смысл неспособности вести дела, а покупатель мог бы оказаться в таком состоянии, если бы узрел в этом свидетельство всей несправедливости жизни… Или же беспорядок в комнате вызывает состояние разъярённости, потому что родитель определяет это как злостное неуважение к себе со стороны ребёнка. Подобные состояния несчастья возникают как следствие «неправильного прочтения смыслов» тестовых ситуаций. Для того чтобы конструктивно реагировать на различного рода сложности и неприятности, важно научиться определять подлинный смысл происходящего.
С. Фитцджеральд сказал: «Признаком первоклассных мозгов является способность держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности соображать». В этой фразе содержится суть подхода к решению психологических проблем, который называется порождающим или генеративным. Генеративный подход в психологии – эти применение диалектического метода для нахождения выхода из тупиковых ситуаций.
Либо ты думаешь, и находишь новое адекватное решение, либо включаешься в процесс объяснения. Ничего нового не придумываешь, но чувствуешь себя хреново по поводу полученного тобою же объяснения. Все так называемые объяснения звучат примерно так: «Такова жизнь», «нет в жизни счастья»….