Чем отличается умный от дурака?.. Навык сказать «стоп!».

В этой статье я хочу привести несколько полезных рекомендаций для включения мозгов. Идея простая: когда надо (то есть в трудных – тестовых — ситуациях), очень даже имеет смысл «перестать беспокоиться и начать думать».  Если в момент, когда надо думать, человек продолжает переживать, то это ему дорого стоит. Главное – не упустить этот самый момент. Полагаю, что умный от дурака как раз и отличается тем, что во время начинает соображать, что к чему.

Как определить этот момент включения? Всё очень просто: как только начинаешь чувствовать, что ситуация уходит из под твоего контроля. То есть, когда наступает момент переживания трудности, важен момент осознания: «пора включать разум, иначе затянет». Необходимо поставить заслон вовлечению в переживание. В психологии этот процесс сознательного контроля над развитием негативных состояний называется предикцией. Владеющий навыками предикции способен оградить себя не только от тягостных переживаний по поводу того, что он не знает, как и не справляется со значимой для себя ситуацией. Субъект, который использует предикторы – ограничители негативных эмоций и состояний, практически во всех случаях остаётся хозяином разных, в том числе и непростых жизненных обстоятельств.

Всего лишь, что нужно сделать, — так в этот самых момент сказать себе «стоп». И реально остановиться. После этого нужно буквально «выйти из программы», то есть диссоциироваться от ситуации, которая тебя эмоционально всё больше и больше захватывает. Это означает, что нужно ухитриться посмотреть на себя самого глазами наблюдателя.

Для многих людей это простое умственное действие настолько непривычно, что выполнение его кажется невозможным. Особенно в момент кульминации. Вспомните, как трудно бывает остановиться в ситуации бытовой ссоры!.. Потом может быть стыдно от осознания содеянного, от примитивизма действий и убожества той роли, которую играешь в таком случае помимо собственной воли. Однако, в самый момент разгара конфликта какая-то сила как бы заставляет тебя так вести. Но если найти в себе ресурсы противостоять этой силе вовлечения в негатив и всё-таки сказать «стоп» и после этого немедленно диссоциироваться («выйти их программы») и взглянуть на самого себя со стороны, то, что откроется вашему взору?

В своей психотерапевтической практике я нередко использую известный приём, который называется «Что ты видишь в зеркале?». Этот приём используется как раз в случаях конфликтного общения. Допустим, жена жалуется на поведение мужа (который с её слов придирается по мелочам, или, наоборот, игнорирует её внимание, приходит поздно и мн. др.). У неё много претензий к нему, о которых она говорит очень и очень эмоционально. Обращая её внимание именно агрессивный аспект её претензий к мужу («дыма без огня не бывает») я прошу её воспроизвести типичную ситуацию конфликтного взаимодействия. При этом я прошу её обращать внимание прежде всего на собственное поведение в конфликте.

Очень часто это озадачивает и даже обескураживает. Будучи фиксированной только на поведении мужа, она не осознавала в полном объёме особенностей собственных реакций. И далее, каждый раз, как только ей по привычке понадобится выразить свою какую-нибудь претензию к мужу, я прошу её поставить перед собой воображаемое зеркало и спрашиваю, что она там сейчас видит? И как ей то, что она там видит, нравится?

Как только нам удаётся увидеть себя со стороны в какой либо негативной для нас ситуации, через определённое врем (после шока от увиденного) приходит осознание собственной личной роли в создании таких ситуаций. Этот человек, которого я вижу, — это есть я? Приведу в качестве афоризма высказывание одного участника семинаров по нейролингвистическому программированию (НЛП) по поводу осознания своей роли в таких ситуациях: «Я ли это? Если это не я, то это очень смешно, а если это я, то очень печально…».

Итак, умение сказать себе «стоп» и диссоциироваться («выйти из программы») – это поистине королевский навык, позволяющий корректировать своё собственное поведение и состояние в тестовой ситуации. Интересно то, что этот мыслительный навык на остановку и на выход из ситуации очень простой. Для того, чтобы воспользоваться им, достаточно бывает просто помнить о такой возможности. Удивляет другое, а именно то, что многие люди, даже зная о такой возможности теоретически, всё-таки «завязают» в проблемных взаимоотношениях, обвиняя других и (или) самого себя в собственной несостоятельности. То есть, выбор между «переживать или думать» делается в пользу «переживать».

Большинство людей, однако, не готово в тестовых ситуациях мгновенно включать мышление. Этот навык остановки и диссоциации напоминает катапультирование. Эта метафора катапультирования вполне уместна: оценка и ответственное и сложное решение выйти из ситуации (сказать себе «стоп»), быстрое и решительное оставление негодной ситуации (диссоциация). Хотя всё на самом деле значительно проще (переключить внимание и выйти из проблемной ситуации – это всего лишь ментальный – мыслительный навык), но для многих такое действие сродни действию катапультирования. Проще говоря, люди, которые не привыкли думать, не будут себя этим излишне обременять. Представляется, что дело в основном в этом – в инерции привычки. Привычнее — оно как-то проще….

Думать способны все нормальные люди, но далеко не все реально могут это делать. Даже для того, чтобы существенно облегчить себе жить.

Другая причина такого положения дел, что многие предпочитают переживать, а не думать в значимых тестовых ситуациях, — это отсутствие умения ставить правильные умственные задачи.Катапультироваться из сложной проблемной ситуации – это только половина успеха. Важная, конечно, создающая необходимые условия, но саму ситуацию не решающая. Конечно же, сама постановка такой мыслительной задачи оказывается возможной только из позиции диссоциации (после «катапультирования»). Однако характер мыслительной задачи и способ её решения определяется напрямую зависит от умения задавать правильные вопросы.

vk ok