Что заставляет человека двигаться вперёд? Модель мышления…

Почему одни люди и живут более качественно и конструктивно, счастливы и успешны? А другие – при тех же внешних условиях – несчастны, тревожны и пассивны…. Я утверждаю, что таковой основой является способность и готовность человека вкладывать энергию жизнерадостности и оптимизма в собственные действия и поведение и изменять тем самым текущую ситуацию в желательном для себя направлении. Люди, способные к этому, характеризуются качеством золотой жизнерадостной воли.

Что же заставляет человека двигаться вперёд, хотеть и искать чего-то большего, чем его освоенный мирок и почему для человека в любом возрасте важно не стоять на месте, а двигаться? Что это за «движущая сила» такая, которая не даёт успокоиться, а побуждает «Бороться, искать, найти и не сдаваться» (А. Каверин)? Эта сила сродни той, которая позволяет хрупкому ростку пробивать асфальт. Золотая жизнерадостная воля как раз и включает в себя такую энергию, такую силу. Это некоторая свойственная самой жизни сила развиваться и эволюционировать, как необходимость воплотиться и состояться, — осуществиться.

Теперь следует разобраться, в чём же, собственно, состоит разница в психологии людей, обладающих качеством золотой жизнерадостной воли, и тех, кому этой самой золотой жизнерадостной воли катастрофически не хватает. Речь, конечно же, пойдёт о двух принципиально различных жизненных парадигмах (системах убеждений и ценностей), формирующих принципиально различные типы отношений к себе и миру. И тогда следует говорить о том, какие у людей есть мета стратегии проживания собственной жизни, — о стилях жизни. Образ мышления, стиль и качество жизни составляют единство.

Разница между этими двумя типами людей состоит в том, что те, кто обладает качеством золотой жизнерадостной воли, осознают, что всегда существует реальный выбор: между двумя альтернативами они готовы выбирать лучший вариант. Для людей низкого качества жизни («жизнь трудная и нудная, зато короткая!») выбор отсутствует, поскольку отсутствует положительная альтернатива. В таком положении дел – в отсутствии реального выбора – как раз и заключён факт того, что человек делает свой худший выбор. Отсутствие выбора – тоже выбор, но (в этом контексте) есть выбор худший….

Основной тезис: мы можем выбирать наши состояния и состояниями мы можем управлять. Я об этом говорю постоянно на своих семинарах, мы это демонстрируем постоянно, здесь люди это делают постоянно, но об этом люди хронически забывают. Они позволяют себе увлечься низкопробным состоянием, и тогда оттуда, конечно, уже более сложный путь назад. Примером такой «увлечённости» может быть обида, лень, тревога, ревность…. Мало кому, однако, приходит в голову, что в сходных обстоятельствах он может выбрать альтернативные эмоции и состояния!

Лесли Кемерон-Бендлер и Майкл Лебо в своей книге «Заложники эмоций или как спасти свою эмоциональную жизнь» заявляют о так называемом эмоциональном выборе: «… одни и те е жизненные ситуации, что вызывают у одних людей опустошающие эмоции, у других пробуждают завидные реакции. Все мы знаем людей, которые не только прекрасно справляются, но и процветают в тех ситуациях, где мы обычно чувствуем себя и действуем неподходящим образом. Эти люди проявляют умение пользоваться эмоциональным выбором. Им присущи два характерных признака.

Первым характерным признаком эмоционального выбора, который эти люди выказывают, является их способность реагировать более широким спектром эмоций. Они, во-первых, либо вовсе не испытывают разрушающих эмоций, либо, если и переживают негативные эмоции, не живут ими. Разница здесь заключается в количестве доступных для переживания эмоций и лёгкости перемещения между ними.… Имея наготове обширный диапазон эмоций, такие индивидуумы освобождаются от негативных эмоций с такой же быстротой, с какой они выплёвывают пищу, приготовленную из морепродуктов, которая показалась им неприятной на вкус.

Вторым признаком этих индивидуумов является то, что они реагируют на свои эмоции (как приятные, так и неприятные) скорее как на реальную значимую информацию о том, как сделать их жизнь лучше, а не как случайный удар враждебной среды. Используя эмоции для того, чтобы держать руку на пульсе своего благополучия, они направляют свое внимание и поведение таким образом, который может обеспечить их желаемыми эмоциональными переживаниями».

Понимание и осознавание факта наличия эмоционального выбора уже само по себе является важнейшим ресурсом. Когда люди понимают, что у них есть выбор, они начинают неосознанно искать альтернативы. И тогда они уже не «застревают» на сомнениях и негативных переживаниях. Появляющийся «свет в конце тоннеля» вдохновляет, зарождается энергия жизнерадостности и оптимизма – золотая жизнерадостная воля.

Что собой представляет альтернатива, на базе которой появляется столь вожделенный для качества жизни выбор? Эта альтернатива составляет систему из актуального состояния (неудовлетворительное самочувствие, негативные эмоции, неудачные действия и т.д.) и желаемого состояния (тот лучший результат, к которому человек стремится прийти — соответственно: позитивное самочувствие и эмоции, конструктивное поведение и действия). В этой системе каждый разумный человек, естественно, будет ориентироваться и опираться на результат, отталкиваясь (мотивируя себя) от актуального состояния.

Осмелюсь сделать категоричное утверждение: поскольку никто специально не собирается наносить вред самому себе и поступать самому себе во вред, то худший из возможных выборов (эмоциональное переживание трудностей) человек делает по единственной причине: к этому его неизбежно приводит привычный для него убогий стиль мышления.

Рассмотрим на примере два принципиально различных подхода к «мышлению о трудностях».Первая модель – модель пессимизма – неизбежно приводит к катастрофическому снижению качества жизни и застреванию на негативных аспектах прошлого опыта и неутешительных прогнозах относительного будущего. Вторая же модель мышления предполагает опору на предполагаемые замечательные решения в будущем – опору как раз на те варианты решения проблемы, которые вдохновляют и пробуждают золотую жизнерадостную волю.

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ:

«Подумайте о том, что является для Вас личной проблемой….»

  1. А теперь задайте себе вопрос « В чем дело?», В чем проблема состоит?». И вот в таком самоанализе, погрузившись в себя, попытайтесь получить ответ.
  2. Задай вопрос: «Почему возникла такая проблема со мной?»
  3. «Каковы мои собственные ограничения, недостатки, которые не позволяют эту проблему разрешить?»
  4. « Что Вы не можете сделать из – за того, что у Вас есть эта проблема?»
  5. «Кто виноват в этом?»
  6. «Какой самый плохой прием, следствие этой проблемы?»
  7. «Как долго Вам уже не удавалось преодолеть эту проблему?»
  8. «Каким образом Вы можете решить её?»

Теперь, пожалуйста, стряхните с себя «все это…». Перейдем ко второй последовательности процессуальных инструкций.

Что заставляет человека двигаться вперёд? Модель мышления…

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ.

А теперь подумайте о той же самой проблеме.

  1. На этот раз задайтесь вопросом: «Что Вы хотели изменить? Кем бы хотелось стать, когда Вы думаете о данной проблеме?»
  2. « Чего Вам не хватает, чтобы достичь этого? Чего Вам не хватает для получения желаемого результата?»
  3. «Когда Вы хотите, чтобы это случилось?»
  4. « Как Вы узнаете, что Вы достигли желаемого результата?»
  5. « А когда вы получите желаемое, то что еще случится в Вашей жизни? Что еще улучшиться?»
  6. « Какие у Вас есть ресурсы, какие силы для того, чтобы преодолеть эту проблему ? »
  7. «Каким образом Вы можете использовать их для достижения желаемого результата?»
  8. « Как Вы можете использовать то, что мешает Вам изменить проблемную ситуацию сейчас для того, чтобы ее решить?»
  9. «Как Вы можете теперь начать попробовать решить эту проблему?»

Эти две модели представляют собой не просто различные способы думать о проблеме. Это есть стили мышления и образы восприятия мира. Они пронизывают нас соответствующими смыслами пессимизма или оптимизма, основанными на недоверии или доверии к самому себе, к людям, к будущему – к миру в целом.

И тогда прослеживается такая цепочка: полноценная и качественная жизнь определяется способностью человека вкладывать в проживание текущего момента энергию золотой жизнерадостной воли. В свою очередь, это качество золотой жизнерадостной воли определяется пониманием и сознательным использованием возможностей эмоционального выбора. И если у человека есть эмоциональный выбор, то это уже интеллектуальная задача. А сама возможность превращения трудностей в творческие интеллектуальные задачи является надёжным свидетельством личностной зрелости человека и его мудрости.

vk ok