8 (861)253-23-96   8 (988) 247-33-46
 8 (918) 439-06-67 ☎ 8 (918) 439-06-68
 psilenok@mail.ru

НЛП Краснодар - Центр психологии и бизнес консультирования Логос

    КАК НАЧАТЬ ДУМАТЬ

    Если человек упорно о чём-то думает, то в итоге он, конечно же, до чего-то додумывается. «Если долго мучиться, — что-то да получится», — гласит народная мудрость. Однако, народ не утруждает себя «мысленными мучениями», предпочитает мучиться реально, то есть возникающие трудности переживать эмоционально. Одна из причин такого положения дел заключается именно в том, что большинство из нас не усматривает в трудных (тестовых) ситуациях мыслительную задачу. После того как ты «катапультировался» из проблемной ситуации (диссоциировался – перестал принимать в ней участие и переживать) – об этом как раз и идёт речь в прошлом номере нашей газеты – нужно обязательно обнаружить в этой тестовой ситуации мыслительную задачу.

    Процесс думания (мышления) всегда начинается с реальной в нём необходимости. Реальная необходимость думать складывается не только из объективной необходимости выйти и трудной ситуации, но и из осознания такой необходимости. Осознание объективной необходимости осуществления действий, направленных на результат (выход) выражается в появлении соответствующего вопроса. Если у человека появляется конструктивный (направленный на изменение ситуации) вопрос, то это значит, что у человека проблемная ситуация превращается в задачу. Иначе говоря, если человек задаёт себе хорошие – конструктивные – вопросы, то это является надёжным признаком того, что у него есть мыслительная задача.

    Итак, хороший вопрос – тот, который сформулирован как творческое задание для ума. Такие вопросы, естественно, запускают мышление, направленно на решение задачи (достижения результата). Вопросы, запускающие мышление, ориентированное на решение, я называю генеративными. Генеративными вопросами являются те, которые человек задаёт сам себе из позиции установки на результат. Это вопросы:

        Направленные на осознание собственных желаний в сложившейся тестовой ситуации. Надо отметить, что этот вопрос есть самый главный в списке. А звучит он просто: «И когда со мной это происходит, что я хочу (достичь, изменить?…)

       Непосредственно ориентированные на построение образа результата (А каков бы в этой ситуации мог быть лучший результат?)

       Направленные на получение доступа к информации о результате (А кто бы мог быть примером, образцом решения подобной ситуации?)

       Ориентированные на определение ресурсов (на какие собственные способности ты можешь рассчитывать?)

       Ориентированные на определение положительного смысла имеющейся проблемной ситуации (что ценного содержится в этой ситуации?)

        Ориентированные на утилизацию и завершение ситуации (чему учит имеющаяся у тебя проблема; какие уроки можно было бы сделать…?)

        Ориентированные на позитивные эффекты решения данной проблемы (что изменится, что улучшится вследствие завершения этой ситуации?)

    Легко заметить, что, задавая самому генеративные вопросы, мы обеспечиваем себя важной информацией о результате, о смыслах и эффектах, о возможностях, — ресурсах нашего опыта.Представьте себе, как изменится Ваша жизнь, дорогой читатель, когда Вы овладеете навыками диссоциации и навыками задавания себе хороших вопросов. Смею утверждать, что тестовые ситуации перестанут быть однозначно нежелательными и проблемными. У людей меняется отношение к трудностям, когда они овладевают этими навыками. Трудности теряют статус объективности, то есть люди начинают понимать, что любая трудность, которая обнаруживает себя в очередной тестовой ситуации, это не есть проявление каких-то внешних враждебных сил.

    Трудности – это субъективное образование. Это мы так реагируем – переживанием — по поводу сложных или необычных требований к нашей способности адекватно ориентироваться и действовать. Понятно, что если мы в каких-то ситуациях не в состоянии адекватно ориентироваться и действовать, то возникают трудности – переживания по поводу того, что мы не справляемся с ситуацией. Но именно это то и ценно: раз мы с чем-то не справляемся, стало быть, здесь что-то новенькое, что я ещё не знаю и не умею. И я могу что-то важное узнать и чему-то полезному научиться.

    Часто, даже только самого понимания того, что в какой-то трудности содержится творческая задача, бывает достаточно, чтобы «перестать беспокоиться и начать думать». Я предлагаю на своих консультациях людям подумать об ответах на названные выше вопросы. Для многих это очень непривычно. И зачастую они даже не могут понять, о чём я их спрашиваю. Например, молодая женщина находимся в состоянии хронической обиды на своего мужа, который не уделяет ей должного внимания. Когда я прошу ответить на вопрос о том, что же ценного содержится в такой её эмоциональной реакции, она теряется и не может ничего ценного обнаружить. Внутренне она не может согласиться с самой постановкой вопроса о том, что в такой ситуации может быть для неё что-то ценное. Однако в ходе нашего общения она быстро начинает понимать суть вопроса. Ценное здесь — этот тот смысл, который содержится в её обиде на мужа. Конечно же она легко находит ответ: почувствовать уважение прежде всего к себе самой. Такой ответ удивляет её, поскольку она, вроде бы и не теряла в контексте отношений с мужем самоуважения. Далее я предлагаю ей из состояния самоуважения и самоценности переоценить характерные эпизоды, когда она обижается на своего мужа. И этот приём расставляет точки над i: обида не просто не возникает, но даже вспомнить о ней она не может.

    Многие люди хотели бы научиться иначе реагировать на возникающие трудности. То есть научиться произвольно в себе кое-что менять. Однако, самого желания недостаточно, нужно ещё и знать направление желаемого изменения (результат). Тогда, чтобы управлять процессом желаемых изменений, важно организовать процесс  поиска желаемого состояния. Для этого нужно овладеть искусством обнаруживать в определенной трудности мыслительную задачу и задавать самому себе генеративные вопросы, ориентирующие нас в пространстве желаемых изменений.

    Мы тем самым управляем нашим вниманием. Организуя наше мышление на поиск необходимой для решения информации при помощи генеративных вопросов, мы помещаем себя в пространство более высокого качества жизни. Это пространство жизни, конечно же, пока виртуально, но информационной пространство, в которое мы входим, используя генеративное мышление, абсолютно реально!

    vk ok