ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Большинство людей реально заинтересовано решать проблемы, выходить из тупиковых жизненных ситуаций и что-то в своей жизни менять. Важно понять, что если мы не будем сознательно и целенаправленно по необходимости что-то менять в своей жизни, то что-то в нашей жизни будет менять нас, но уже не зависимо от нашего желания и воли. Иначе говоря, проблемы — это то, что накопилось и требует своего решения. Проблема, — это свидетельство актуальной необходимости «засучить рукава» и заняться изменением ситуации.

Надёжным критерием такой необходимости -тестовые ситуации для человека. За примерами «крупных неблагополучий» ходить далеко не нужно: это так называемые «незавершённые гештальты» межличностных отношений в браке, отсутствие реального продвижения по служебной лестнице, одиночество, болезни, нереализованные амбиции и мечты. За крупными неблагополучиями стоит неверие в себя, напряжение и уныние, систематически образом проявляющееся в каждодневных ситуациях.

Когда люди приходят ко мне на консультацию с личными проблемами, я часто задаю им вопрос о том, что же произойдёт, если эта проблема не будет решаться ещё год, два или несколько лет. Человек начинает осознавать себя в воображаемой динамике негативного проблемного состояния и приходит в ужас от такой картины. Понимание того, что эта динамика ухудшения его жизни вполне реальна и, скорее всего именно так и будет в действительности формируют и усиливают решимость действовать в направлении решения.

В то же время многие «затягивают» ситуацию и дальше, продолжают «мучиться и страдать», но, ничего не делая реально, только усугубляют своё печальное положение. Люди привыкают жить скучной и тяжёлой жизнью. Здесь уместна метафора про лягушку, которая привыкает к медленному нагреванию воды в кастрюле, в которую её поместили, когда вода была ещё холодной. Сначала, когда вода становится тёплой, ей это комфортно. Вода, постепенно нагреваясь, превращается в горячую. А лягушка так и остаётся в этой воде, пока не сварится. Но если лягушку сразу бросить в горячую воду, то она мгновенно выпрыгнет из кастрюли. Этот эксперимент на лягушке во многом объясняет и поведение людей. Люди в неблагоприятных ситуациях (психологическая проблема) привыкают к дискомфорту, к напряжению. «Адаптация к неблагополучию» оказывается решающим фактором застревания в проблемной ситуации.

Инерция привыкания, будучи основным фактором стабилизации человека в неблагоприятных для него психологических условиях жизни, порождает необходимость оправдания и объяснения самому себе столь неприятного положения дел. И тут мы наблюдаем работу известных нам механизмов психологической защиты: от блокировки и вытеснения очевидной информации в когнитивных процессах (перцептивная защита, рационализация и др.) до снижения уровня притязаний личности на успех и неверия в собственные возможности (формирования соответствующих убеждений о себе, своих личностных качествах и способностях, убеждений о людях и мире в целом).

Френк Фарелли, основатель провокативной психотерапии, описывает такое состояние человека как»состояние коврика» . Метафорически это в этом состоянии человек есть тот самый коврик, о который другие «вытирают ноги». Это пресловутая «позиция жертвы» со всевозможными вариантами и проявлениями.

В позиции жертвы человек зависим от самых разнообразных факторов (поведения других, погоды, транспорта, времени, собственных представлений и мыслей, от физиологического состояния организма, денег — их наличия и и отсутствия, — условий жизни и пр.). Существенным для описания состояния человека-коврика является его жалкий вид и немощность. Человек как бы инвалид. Беспомощность и зависимое положение его принимает различные внешние поведенческие формы в соответствии с доминирующими персональными убеждениями — от прямых «жалоб на судьбу» («всё плохо», «нет в жизни счастья», «никому нельзя верить», «жизнь тяжёлая, зато короткая» и т.п.) до открытого агрессивного поведения («нужно кусок от жизни урвать», «человек человеку волк», «сам о себе не позаботишься, никто тебя не пожалеет», «победителей не судят», «удовольствие и радость нужно заслужить», «от оппонентов следует избавляться» и т.п.). Если разобраться по существу, то «пассивно-страдательные» и агрессивные формы перетекают одна в другую. Покорность безысходности сменяется отчаянием и агрессивно-обвинительным состоянием. По сути это различные варианты одной и той же инфантильно-зависимой жизненной позиции, — позиции «коврика» .

Изменение какой либо неблагоприятной ситуации (в том числе и решение психологической проблемы) невозможно без определённого начинания. Начинание — начало любого процесса изменения и достижения результата. Начинание — это замысел и инициатива его воплощения в действиях. Чтобы что-то изменить нужно как минимум начать это делать, то есть начать действовать. Можно много думать, фантазировать и даже планировать желаемое изменение, желаемый результат, но без реальных действий «воз будет и ныне там». Ничего не изменится. Само по себе желание измениться ещё не гарантирует самого изменения.

Для того, чтобы что-то менять в своей жизни нужна особая энергия. Этот особый тип энергии можно так и называть «энергия перемен». Мне представляется, что это энергия решимости и оптимизма, энергия воодушевления открывающейся перспективой. Сама возможность счастливого разрешения тяжёлой и трудной жизненной проблемы, открывающаяся очевидность такого решения порождает эту энергию перемен. Характеризуя энергию перемен, я феноменологически описываю её как «золотая жизнерадостная воля». «ЗЖВ» — условное метафорическое название, которое я вслед за К.Юнгом ввожу для обозначения личной силы человека, направленной на принятие вызова, который бросает ему жизнь в тестовых для него ситуациях.

Человек счастлив когда он преуспевает. То есть успешен в преодолении трудностей. Именно готовность и способность к преодолению трудностей (неблагоприятных моментов) составляет основу благополучия и качества жизни каждого человека. Я утверждаю, что таковой основой является способность и готовность человека вкладывать энергию жизнерадостности и оптимизма в собственные действия и поведение и изменять тем самым текущую ситуацию в желательном для себя направлении. Люди, способные к этому, как раз и характеризуются качеством золотой жизнерадостной воли.

В чём же, собственно, состоит разница в психологии людей, обладающих качеством золотой жизнерадостной воли, и тех, кому этой самой золотой жизнерадостной воли катастрофически не хватает? Разница между этими двумя типами людей состоит в том, что те, кто обладает качеством золотой жизнерадостной воли, осознают, что всегда существует реальный выбор: между двумя альтернативами они готовы выбирать лучший вариант. Для людей низкого качества жизни («жизнь трудная и нудная, зато короткая!») выбор отсутствует, поскольку отсутствует положительная альтернатива. В таком положении дел – в отсутствии реального выбора – как раз и заключён факт того, что человек делает свой худший выбор. Отсутствие выбора – тоже выбор, но (в этом контексте) есть выбор худший….

Итак, лишь реальное наличие положительной альтернативы порождает энергию перемен, которая в качестве золотой жизнерадостной воли даёт возможность что-то в жизни менять, чего-то в жизни достигать, в чём-то преуспевать, — решать трудные для себя проблемы и брать новые вершины. Ключ к разгадке мотивации личностных изменений находится в ответе на вопрос о том, как появляется эта самая положительная альтернатива? Именно модель желаемого состояния вместо имеющегося у субъекта на данный момент становится для него главным фактором мотивации и самоорганизации активности, направленной на осуществление соответствующих личностных изменений. В своей предыдущей статье, описывающие генеративную модель в психотерапии, я показываю механизм управления целесообразными изменениями клиента. Психотерапевт фактически компенсирует недостающую функцию у клиента — функцию генеративного мышления. В случаях же самостоятельного преодоления субъектом «инерции и энтропии» актуального состояния и появления сильной мотивации перемен как раз энергия золотой жизнерадостной воли запускает генеративное мышление. Появление же генеративного мышления у субъекта становится «психологическим гарантом» — необходимым и достаточным условием для личностных изменений.

vk ok