ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ (или об эмоциональной логике)

В прошлом номере «ЗЛ» я затронул тему эмоциональной логики детства. Именно эмоциональная детская логика ранних этапов нашей личной истории составляет базу для иррациональных поступков и сомнений. Само словосочетание «эмоциональная логика» призвано подчеркнуть парадоксальность и противоречивость некоторых наших состояний и поступков. То есть этим термином я хочу обратить внимание читателей на то, что, будучи взрослыми людьми, многие наши состояния и поступки основаны не на логике, не на принципе целесообразности, но прежде всего на эмоциях нашего детства.

Если наше поведение противоречит требованиям здравого смысла, то, как это ни банально прозвучит, оно не основывается на здравом смысле. Люди в отличие от животных склонны поступать во вред самим себе. Смысл? Какой, скажем, смысл в нерешительности, застенчивости, тревожности? Вряд ли вы, уважаемые читатели найдёте рациональный смысл в ревности или обидчивости. Равно как крайне трудно этот смысл обнаружить в таких вредных привычках как курение, алкоголизм или переедание. Менее всего поддаётся рациональному объяснению привычка опаздывать, давать и не выполнять обязательства, откладывать важные дела «на потом». Я уже не говорю про иррациональный характер многих хронических заболеваний!….

Создаётся впечатление, что в этих и во многих других формах поведения, явно наносящих нам вред, прослеживается вмешательство какой-то неподвластной нам силы. Эта сила способна разрушить наши планы («человек предполагает, а Господь располагает»), вмешивается в наши намерения («Благими намерениями устлана дорога в ад»), вносит коррективы в оценку настоящего («Что имеем – не храним, потерявши – плачем»).

Иррациональность – качество детское, первичное, изначальное. По отношению к взрослой рациональности и логике. Это такой детский способ думать и переживать одновременно. И было бы крайне наивно считать, что, становясь взрослыми людьми и овладевая социальными нормами, мы становимся свободными от детской наивности в нашей способности думать и принимать важные взрослые решения. Очень часто оказывается, что как раз именно там, где прежде всего нам нужна была бы холодная голова для принятия взвешенных решений и поступков, откуда ни возьмись, всплывает совершенно неконтролируемо и заявляет о себе властно эта самая инфантильная эмоциональность.

Всё хорошо в меру, в том числе и детская наивность. Особенно, если речь идёт об ответственном поведении взрослого человека. Вспоминается пример, когда на одной научной конференции, посвящённой физиологии управления мышечными движениями, столкнулись страсти двух великих отечественных академиков – П.Анохина и Н.Бернштейна. Выдающиеся отечественные учёные устроили драку и прилюдно физически били друг друга по причине принципиального несогласия с некоторыми теоретическими положениями по теории управления движениями!… Стоит ли вспоминать в связи с этим телевизионные «дебаты» В.Жириновского и Б.Немцова, когда уважаемый Владимир Вольфович запустил в своего оппонента стакан с водой!? Или чего стоит случай, когда состряпывается кляуза на соседа или же когда ради удовлетворения собственных амбиций некто шантажирует другого (разводом, налоговой проверкой, самоубийством….)?

Можно привести множество далеко небезобидных примеров проявления эмоциональной логики в поведении взрослых людей. Люди, движимые эмоциональной логикой, неосознанно руководствуются соответствующими (непродуманными, некритическими) аргументами. Эти аргументы в совокупности для каждого из нас составляют некий свод инфантильных убеждений и правил. Они-то и являются «логической базой» для инфантильного поведения в ответственных – как мы говорим, тестовых ситуациях. Для примера приведу некоторые из этих аргументов:

 

  • Результат любой ценой (цель оправдывает средства)
  • никому нельзя доверять, человек человеку – волк
  • тот, кто говорит Вам комплименты – тот лицемер
  • тот, кто не обращает на Вас внимания — враг
  • реальный смысл имеет только сила и власть
  • отношения с людьми возможны только на основаниях страха, власти и подчинения
  • кто не с нами, — тот против нас
  • я что-что собой представляю тогда, когда внушаю страх
  • когда люди боятся, значит — уважают
  • существуют только мои потребности и интересы – на других наплевать
  • в жизни главное – это удовольствие
  • надеяться можно только на самого себя
  • «Ласковое теля двух маток сосёт»
  • «Не подмажешь – не поедешь»
  • «Моя хата с краю – ничего не знаю»
  • главное во время «урвать» свой кусок

и т.д.

Как видим – это не рациональные, но эмоциональные аргументы. То есть эмоциональные установки. Эмоции эти – это эмоции обиженного и удручённого ребёнка. Только от этого никому не легче и никого это не может оправдать — хоть это и эмоциональная логика ребёнка, но поступки – то взрослого! И ответственность (нравственная и даже юридическая) тоже взрослая. Наверное, уважаемый читатель, уже догадался, что в основе этой эмоциональной лежит гордыня в различном, в том числе и библейском смысле этого слова. То есть, это такие эмоции как страх, лень, зависть, агрессия, обида и пр. Для ребёнка – это свидетельства дефицита родительского внимания, любви и заботы. Для взрослого – то же самое. Только теперь он уже сам взрослый и сам создаёт этот дефицит. В том числе и, прежде всего — для самого себя.

Конечно же, детская эмоциональная логика – это не только минус. Мы говорим о негативных эмоциях и о ситуациях тестовых. Позитивные и, тем не менее, наивные эмоции детства создают необходимую «эмоционально-установочную» базу для личной свободы, личного достоинства и творчества. Способность удивляться и радоваться, иметь тонкое чувство юмора и воодушевление основывается на эмоциональности нашего детства. В следующем номере речь пойдёт об этих удивительных особенностях эмоциональной жизни детей, которые для взрослого человека становятся реальными ресурсами его личной силы.

Выпуск №06(38) 20 марта 2008г

Recent Posts

Leave a Comment