ВСЁ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРОЩЕ

Некоторым людям всё даётся легко и быстро, а другие мало что успевают. Для одних жизнь – это «захватывающее приключение» (Хелен Келлер), а для других – цепочка трудностей и тяжёлых испытаний. Первые – они как изыскатели, ищущие клад, вторые – как невольники, влачащие жалкое существование. Первым везёт практически всегда, вторым – практически никогда.

Первые научились ценить и радоваться жизни. Вторые научились чему-то противоположному – дискредитации и разочарованию, неверию (в благодать), унынию и скуке. Иначе говоря, во что мы верим, тому и следуем. Всегда с каждым из нас происходит только то, чему мы следуем – как мы действуем и во что вкладываем энергию. Всё очень просто….

Различные психологические направления и школы стремились объяснить причины и выявить закономерности столь очевидной и несправедливой разницы между людьми. А до появления научной психологии (середина 19 века) тайны душевной жизни и личного благополучия хранили представители религиозных и оккультных учений. Знание и владение этими тайнами было уделом посвящённых. Человек, способный помочь «преодолеть себя», указать «путь к себе», считался магом, наделенным сверхъестественными способностями. Таковыми, к примеру, и в настоящее время являются различного рода целители, гадалки, экстрасенсы.

Парадокс, однако, состоит в том, что как бы люди не рассчитывали на помощь извне (со стороны магов или психотерапевтов), чтобы решить свою проблему нужно самому же и действовать. Если ты хочешь обрести радость в отношениях с близкими, то ты сам должен научиться строить отношения и радоваться близким людям. Причём, этот путь к собственной радости в отношениях каждый должен пройти совершенно самостоятельно.

Если воспользоваться метафорой о том, что в каждом человеке есть клад со всевозможными драгоценностями – ресурсами, то нам нужно найти карту, по которой можно определить, где этот клад находится. Можно довериться интуиции и искать клад вслепую и наощуп, а можно обратиться к специалисту, который может и поможет (!) составить такую карту и определить маршрут поиска драгоценных для решения проблемы ресурсов. Специалист как профессионал тем лучше, чем более точную карту поиска ресурсов он помогает составить для клиента.

Возникает любопытный вопрос: а можем ли мы помочь самим себе составить карту поиска ресурсов для успешной и счастливой жизни? Такая постановка вопроса сразу расставляет точки над I и объясняет разницу между людьми успешными и остальными. Ответ звучит следующим образом: если человек располагает картой, на которой обозначен маршрут движения к кладу — ресурсам, необходимым для получения результата, успеха, решения проблемы…., то он обязательно будет результативен, успешен и способен решать проблемы.

Важно научиться составлять такие карты. Что это означает на практике? На практике это означает, что у человека появляется чёткое представление о том, что и как следует делать в случае возникновения трудностей. Трудности всегда возникают в ситуациях, которые не совсем привычны для нас и к которым мы оказываемся неподготовленными. Такие ситуации я называю тестовыми. Именно неподготовленность человека к непривычным тестовым ситуациям является главным фактором в возникновении психологических проблем и хронического психоэмоционального напряжения.

Неподготовленность к какой-то значимой для нас ситуации как раз и свидетельствует о том, что по отношению к такой ситуации у нас нет ориентировки – у нас отсутствует карта такой ситуации. Мы каждый раз оказываемся как бы застигнутыми врасплох. Тестовые ситуации – это ситуации высокой неопределённости. Люди плохо переносят такие ситуации, так как они нарушают привычный ритм и лишают их чувства стабильности. У многих чувство стабильности связано с самооценкой – ощущением уверенности в себе.

Что же большинство людей делает в таких случаях? Они пытаются найти в собственном опыте уже имеющиеся варианты и привычные способы поведения. Но таковых, естественно, просто нет, так как ситуация принципиально новая. Вот тогда-то и возникает напряжение — стресс – как естественная реакция мобилизации на поиск выхода из возникшей сложности. Выход, конечно, есть. Только тревога и беспокойство – это как раз то, что препятствует его нахождению. Например, когда у нас возникает конфликт с коллегой или супругом, то это означает, что ситуация для нас тестовая — важная, значимая, но требующая новых и неосвоенных нами действия. Но мы не думаем, какие другие действия были бы более адекватными – точными и целесообразными. Мы действуем привычно — по-детски импульсивно. Конфликт между взрослыми людьми детскими методами не решается.

Тестовые ситуации – ситуации всегда более сложные, чем имеющиеся в нашем арсенале к этому моменту варианты поведения. Нужны новые – более зрелые, то есть взрослые — подходы и решения. Взрослые решения и действия – это взвешенные и разумные. Они основаны на мыслительном анализе и на понимании этой ситуации. Как только есть понимание, тогда и появляется карта ситуации.

Для того чтобы начать ориентироваться в тестовой ситуации и обрести над ней контроль, нужно перестать беспокоиться и начать думать. Когда человек напряжён (печален, обижен, раздражён или же тревожен, то есть находится в эмоциональном стрессе), он не в состоянии думать. Он ситуацию переживает эмоционально и не может делать качественный анализ. Чтобы справиться с трудностью, нужна холодная (то есть без эмоций) голова и ясный ум.

Всё очень просто: если человек включает разум, то он находит решение. Печальным фактом является то, что большинство людей в сложных и значимых для них (тестовых) ситуациях перестают думать. Вместо этого они как раз наоборот, начинают переживать. И поэтому не могут справиться. И это усиливает их переживание. Появляется замкнутый круг…. В итоге многие отказываются от заманчивых предложений, снижают притязания на высокие и достойные достижения в жизни. У них формируется неуверенность в своих силах и высокий уровень тревожности.

И все-таки есть люди, которые в тестовых ситуациях отлично себя чувствуют. Они даже стремятся к таким ситуациям. Как показал в своём знаменитом исследовании выдающихся людей известный американский учёный А. Маслоу, эти люди предпочитают различные ситуации повышенной неопределённости. Именно тестовые ситуации – с большим количеством неизвестных – являются творческим стимулом.

Предвкушение от самой возможности нахождения ответа в ситуации повышенной неопределённости является сильнейшим мотивом, высвобождающим энергию азарта. Этот азарт есть скорее состояние игрока, которому «идёт масть», нежели «размышления кабинетного учёного-теоретика». И тогда действительно всё очень просто: для того, чтобы справиться со сложной и непонятной ситуацией важно перевести энергию тревоги в энергию азарта. Эту функцию способна выполнить ментальная карта этой ситуации, на которой обозначен путь к результату. О том, как получить доступ к такой карте речь пойдёт в следующем номере газеты.

Recent Posts

Leave a Comment