ВСЁ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРОЩЕ (продолжение-2)

В прошлом номере «Золотой лестницы» я говорил о том, что наличие хорошей ментальной карты позволяет легко ориентироваться в сложных – тестовых – житейских ситуациях. Когда у человека есть карта такой ситуации, то это означает, что у него появляется понимание её смысла и сути и точное знание способа достижения цели. Это переводит энергию эмоционального напряжения, беспокойства и тревоги в энергию воодушевления и азарта.

Энергия необходима, чтобы действовать. Из состояния беспокойства и тревоги, вызванного ситуацией неизвестности и неопределённости, мы не можем быть конструктивными. Этот тип энергии не даёт силы, а, наоборот, блокирует действие. Беспокойство и тревога есть разновидности страха, а страх, как известно, плохой советчик. И тогда действительно всё просто: как только «забрезжит свет в конце тоннеля», та же самая сила, которая заставлял нас нервничать и переживать по поводу исхода этой непонятной и поэтому неприятной ситуации, теперь направляется на цель.Энергия, направленная на цель, меняет свой знак с минуса на плюс. То есть такая энергия положительно переживается как благо и проявляется в виде воодушевления и азарта.

Потребность что-то изменить, которая по необходимости возникает в тестовой ситуации, рождает«энергию что-то делать». Мы так и говорим: «что же делать?», когда есть какая-нибудь трудность. Такой тип энергии я так и называю: энергия необходимости и срочности что-то менять. Действовать нужно немедленно и правильно. Иначе последствия могут быть устрашающими. Но в тестовых ситуациях мы не готовы действовать быстро и адекватно, то есть«мгновенно правильно». И возникает эта самая тревога и беспокойство как свидетельство эмоционального стресса.

Реакция тревоги на тестовую ситуацию вполне закономерна – это есть мобилизация субъекта в ситуации неопределённости. И эта реакция характерна для всех людей. Разница, однако, в том, как долго длится тревога. Если тревога как форма мобилизации длится достаточно долго (скажем, более минуты), то она превращается в состояние тревоги, в котором человек переживает эмоцию тревоги. Но если тревога включает мышление, то человек эмоцию тревоги не переживает. Иначе говоря, разница здесь только в том, начинают ли люди жить в состоянии тревоги, или же тревога заставляет их думать. Либо думать, либо переживать.

Обычно люди переживают проблемную ситуацию эмоционально, но не воспринимают проблемную ситуацию как умственную задачу. Люди больше склонны переживать, нежели думать. «Пока гром не грянет, — мужик не перекрестится». Но само по себе переживание ничего не меняет, оно только может усугубить ситуацию. Невозможно найти выход, не думая и не действуя. Толку от переживания нет никакого, если оно не ведёт к решению. Иначе говоря, важно наличие установки на обнаружения оптимального решения.

В современной психологии выделен уникальный тип людей – так называемый генеративный тип. Важной отличительной особенностью людей генеративного типа является наличие у них особой мыслительной стратегии получения новой информации. Для них характерна готовность каждый раз, когда это необходимо, «включаться», чтобы ответить на соответствующий вопрос. И тогда, вместо того, чтобы переживать, человек начинает думать – запускать мыслительный поиск выхода из возникшей ситуации.

Именно в умении человека задавать себе правильные и точные вопросы заключается его мудрость. Ибо вопросов без ответов не существует, и если в какой-то ситуации возникает соответствующий вопрос, это означает, что человек интуитивно опирается на имеющееся уже решение. Вполне обоснованным является утверждение, что сама возможность появления хорошего вопроса обусловлена именно пресуппозицией ответа! Хороший вопрос, заставляющий конструктивно думать, и верный ответ – всегда неразрывно связаны между собой!

Эта связь представляется естественной в мышлении человека. Дело, однако, за малым – всё-таки начать думать. Трудности возникают, прежде всего, именно с этим. Люди готовы чем угодно занять свои мозги – даже кроссворды разгадывать, – только бы не заниматься поиском выхода из проблемной ситуации. Думать бывает рискованно и даже накладно. Некоторые вполне авторитетные специалисты в связи с этим додумываются до утверждения, что «думать вредно и опасно» и поэтому предлагают следовать разработанным (ими же!) рецептам и вообще не думать. Просто механически делать предлагаемые ими практики! Хотя по этому поводу существует и альтернативный призыв о том, что «от себя не убежишь» и что не стоит, как страус, прятать голову в песок…

Конечно, если «вредно и опасно» думать, то и на деле получается вредно и опасно. Для жизни собственной, близких и окружающих. Но если не думать вовсе (скажем, полагаясь на поддержку учения «духовных гуру» и т.п.), то самостоятельного опыта решений не будет… Важно научиться думать точно и конструктивно. Как раз о том, что же следует делать, как именно самостоятельно организовать мыслительный процесс речь пойдет в следующем номере газеты. Следует отметить, что такой навык самоорганизации как управление своим разумом дорогого стоит.Способность мобилизоваться и включить мозги иногда равноценна спасению. Помните, как у барона Мюнхгаузена: вытащить себя за волосы вместе с конём из болота? Всё действительно просто: для того, чтобы это сделать нужно схватиться и потянуть себя за волосы!

Recent Posts

Leave a Comment