ТУПИКИ ЖИЗНИ И АУТЕНТИЧНОСТЬ

Задумывались ли Вы, уважаемый читатель, о реальных смыслах, которые скрыты в наших поздравлениях, тостах и пожеланиях счастья, радости, стабильности и др. всяческих благ? Осознаёте ли вы, что желая это вы тем самым сами того не подозревая предлагаете человеку изрядно потрудиться? Об этом аспекте, естественно, никто не задумывается. Я усматриваю в этом факте отсутствия рефлексии не просто некую культурную традицию, но проективный способ снятия ответственности человека за собственное благополучие. Ответственность между тем весьма велика – отвечать приходится не только благополучием, счастьем, но и здоровьем!

Итак, следует констатировать наличие необходимости некой мета деятельности, специально ориентированной на достижение человеком благодати – счастья, свободы, радости, гармонии с миром. Инфантильно-мифологическая позиция, отражённая в наших желаниях и пожеланиях, состоящая в том, что «Вселенная просто так дружественная» и что можно просто «надеяться и ждать» благодати является совершенно несостоятельной. Благими пожеланиями («намерениями) устлана дорога известно куда….

Почему же мы не можем «просто так» наслаждаться жизнью, не прилагая никаких для этого усилий? Как в Раю: ничего не надо делать, единственная обязанность – получать удовольствие!.. Попытки воссоздания Рая на Земле оказываются ловушкой (различного рода ашрамы, монастырское самозаточение, отшельничество…) пассивного потребительства культурных и духовных ценностей. В своей книге «Психология счастья: всё значительно проще» [ ] я провожу идею об активной природе таких ценностей и аспектов благодати как, свобода, любовь, красота и гармония. Эти и аспекты благодати человека я объединяю в категорию и феноменологию счастья.

Чтобы обретать счастье человек должен быть активным. То есть должен ценить и активно стремиться в разнообразной повседневной практике собственной жизни к соответствующим состояниям счастья. Каждый момент времени требует от личности мудрости и практики обретения состояния счастья. «Архитектоника» состояния счастья – если можно так выразиться — в особенностях, в деталях целого будет принципиально различной в зависимости от потребностей личности и от требований складывающейся жизненной ситуации. В силу того, что «всё течёт и всё меняется» и жизнь – это поток, система новых факторов, — условий и изменений. И каждый раз мы оказываемся в ситуациях новизны, кардинальность которой становится очевидной и осознаваемой только в случаях, когда эти ситуации становятся для нас тестовыми и бросают вызов нашему восприятию и мышлению, — нашей креативности.

Эти тестовые ситуации, которые бросают вызов нашей ограниченности самим фактом того, что человек не справляется с ними, я называю тупиковыми. То есть на данный момент субъект не видит выхода, «зацикливается» на трудностях и негативных определениях и самоопределениях, тем самым попадая в крайне неприятное состояние, которое противоположно состоянию счастья. Человек в этих весьма негативных, но очень значимых для него ситуациях теряет личную силу и начинает переживать негативные эмоции. Эти негативные эмоции становятся для него привычным содержанием его внутренней жизни. Переживая по поводу тупиковых обстоятельств, человек впустую расходует силы, здоровье – жизнь проходит мимо.

Каждый из нас не понаслышке знает, что такое тупиковая ситуация или проще – тупик. Тупик, как я уже сказал, возникает как неготовность и неспособность адекватно действовать в ситуациях повышенной значимости и новизны. К тупику мы идём постепенно – накапливая противоречия нереализованных потребностей и требований жизненных обстоятельств. Надо отметить, что бессознательно – то есть косвенно для осознавания мы этот путь отражаем. Мы это отражаем посредством различного рода знаков нашего бессознательного. Об это я писал в предыдущей статье. И, тем не менее, для сознания попадание в тупиковую ситуацию зачастую оказывается неожиданным драматическим эпизодом. Про это, используя известную жаргонную форму, говорят, что «тупик подкрался незаметно».

Я рассматриваю различные и многообразные жизненные тупики как крайнюю – открытую для осознавания — форму императива нашего бессознательного. Этот негативный императив есть приказ для субъекта обязательно и безотлагательно найти выход и обнаружить витальные и счастливые перспективы для обретения благодати. Свойства каждого жизненного тупика таковы, что он есть нечто, что обязательно должно быть преодолено. Образно говоря, тупик – это то «витальное пространство», то место, из которого нужно обязательно выбраться. Это то состояние, которое противоречит природе человека. Жить в этом состоянии означает осуществление насилия над собственной природой.

Я полагаю, что тупик есть требование аутентичности нашей индивидуальности. Аутентичность и подлинность проявляет себя не только в состояниях счастья и благодати, но и, как это ни парадоксально, — в состояниях тупика. Аутентичность заявляет о себе в требованиях восстановления гармонии с тупиковой ситуацией. Понять имеющий место быть вызов и совладать с требованиями тупика возможно только посредством актуализации генеративного мышления.

Личностные тупики требуют генеративного мышления. Восхождение посредством актуализации генеративного мышления к новым вершинам понимания, ориентации, личностного богатства, интереса к жизни и личной силы есть своеобразный «заказ» нашей глубинной природы, — аутентичности. Этот заказ как раз и обнаруживает себя в личностных тупиках. Попадание в тупиковые ситуации и совладание с ними на самом деле есть реальная движущая сила развития человека. И только в таком варианте – в варианте генеративного расширения тупиковых ситуаций – переживание трудностей тупиковых состояний становится реальным благом для человека.

Более того, понимая эволюционный статус личностных тупиков, следует сформировать и соответствующее к ним отношение: тупик есть не просто досадное стечение обстоятельств, не просто выражение возрастного или профессионального кризиса. Тупики есть эволюционная необходимость согласования сознательных и бессознательных тенденций в направлении аутентичности. Поэтому появление тупиковых моментов в жизни человека как раз есть проявление указанной закономерности. Если ты в тупике – значит есть шанс «подняться над суетой» и обрести благодать жизни, «приблизиться к самому себе» на этом жизненном пути к самому себе настоящему, подлинному. Однако, не стоит обольщаться, это самое подлинное Я почему-то опять ускользает, оставив в результате такого рода экспериментах на «приближение к себе» опыт преодоления трудностей, осознание уверенности в себе и истинности этого Пути.

И время от времени возникает вопрос о критериях этой самой аутентичности, подлинности и естественности. Любовь, красота, гармония, личная сила, мудрость – это критерии Пути или же это критерии глубинной Самости? И вспоминание о пережитых и преодолённых в тупиках состояниях эгоистичности, безобразия, жалости и ничтожества, состояниях беспомощности, слабости, подавленности и тупости не оставляют места для этой альтернативы. Я прихожу к выводу о том, что преодолевая при помощи специалиста психолога или психотерапевта или самостоятельно путём генеративных мыслительных экспериментов и моделирования тупиковые состояния, человек становится на истинный Путь систематического подтверждения своей истинной природы.

Recent Posts
Comments
  • Lesa
    Ответить

    I came, I read this article, I coedenruq.

Leave a Comment